21,9 тыс подписчиков
Представьте, что слепой от рождения человек прозрел. Сможет ли он только с помощью глаз распознать шар и куб?
Это задача Молинью, она известна ещё с 17-го века и ее более точная формулировка такая:
«Если человек, рождённый слепым, может на ощупь различать формы предметов, такие как сфера и куб, сможет ли он, получив способность видеть (но уже без помощи осязания), определить эти объекты только при помощи зрения, соотнеся их с имеющимся у него тактильным представлением?»
Эта задача о том, как хранятся знания в нашей голове. И вообще, что такое знание в широкой перспективе.
В 2008 году задачу Молинью проверили экспериментально. 5 пациентам 8-17 лет хирургически смогли восстановить зрение – и они не смогли распознать ни шар, как шар, ни куб, как куб. Хотя отличать объекты между собой могли. То есть они видели, что это разные предметы, но совершенно не понимали, что это такое. Не могли присоединить новые знания к старым.
И это удивительно.
Но уже через пару дней, на основе опыта и усиленной переклички между зрительным потоком информации и тактильными ощущениями, распознать куб, только посмотрев на него, стало легко.
На изображении внизу – демонстрация, как видят мир люди с зрительной агнозией. Они видят предметы – но не понимают, на что смотрят. То есть их глаза работают нормально, но мозг не собирает, не конструирует образ. Или не может привязать к образу смысл, значение. Это, по сути, то, с чем столкнулись эти подопытные в первые часы после операции.
1 минута
8 марта 2022
2187 читали