Найти тему
13 подписчиков

Когда мы стали стыдиться своих корней?


Национальное самосознание невозможно без народной памяти. Если в центре Риги есть магазин с аутентичными костюмами местности - Видземе, Курземе, Латгалии, точно такой же видела в Каунасе, то у нас таких не встречала ни разу.

Фольклор существует в виде лубка для концертов ко Дню Милиции, где лихо отплясывают девицы в кококшиках и пластиковых сарафанах "по самое не балуйся". Настоящий фольклор тоже есть, только он ютится по региональным ДК, где никому не нужен и воспринимается как атавизм.

Ни разу не видела, чтобы фольклорный ансамбль в понёвах и сарафанах шел с репетиции по городу. В Риге видела. И выступления на всех городских праздниках, не говоря уж о любимом празднике Лиго. У нас вместо этого - горластая ряженая в "а-ля рюс" баба раздает флаеры на Арбате.

Уже в 70-80 надеть на невесту "ярку"- как говорят в родной рязанщине поневу было не простым делом. Считалось не модным, если не стыдным. Бесполезно было спрашивать о смысле символики той же вышивки у бабушек. Кто не знал, кто не помнил. Прервалась цепочка... Собирают, конечно - по крупицам и даже книги издают. Но это совсем, совсем не то...

Конечно, свадьбы играли по обычаям - и может сейчас тоже играют в самой глубокой глубинке, но уже гибридные - с белым жутким платьем, рестораном и тамадой, "чтобы как у всех".

Только русская ли это культура? Или быть русским стало стыдно?

Фото: свадьба в селе Секирино, Рязанская область. Примерно конец 80х
Когда мы стали стыдиться своих корней? Национальное самосознание невозможно без народной памяти.
1 минута