Найти тему
193 тыс подписчиков

За два года до ухода Кузьма Петров-Водкин создал свою последнюю большую картину. На первый взгляд - образ вполне однозначен, и название - "Новоселье" ("Рабочий Петроград") - говорит само за себя. Вот только простота эта оказывается мнимой.


В планы художника входило написать работу на постреволюционный сюжет: выселение семьи "бывших". Однако замысел был изменен: "Я сделал из этого всего „Новоселье“! Те — чужие — уже выселены. Я сжульничал!" - грустно отмечал он.

Картина, написанная к двадцатилетию Октября по заказу выставки "Индустрия социализма", вышла противоречивой, причем настолько, что в экспозицию ее в итоге не включили. И действительно, "новые хозяева" в переданной им комнате - части большой квартиры, знавшей лучшие времена, - выглядят совершенно чужеродно. "Пропал калабуховский дом!", - хочется воскликнуть зрителю.

Хаос революции ощущается в обстановке: в разбитое окно вставлен кусок фанеры, домотканый половик соседствует с дорогим ковром, стул из мебельного гарнитура стоит рядом с грубо сколоченным табуретом. На стене портрет красавицы былых времен - тоже наследие той, другой, жизни. Не менее чужеродно смотрятся и люди: мать, кормящая дитя на глазах у всех, усатый старичок-колхозник, суровый хозяин с трубкой, революционерка в красной косынке...

Любопытно, что полотно это было написано в 1937 году, когда репрессии по отношению к "несогласным" вновь привели переселению. Кто знает, может на этот раз лишились жилья и эти люди?

*Петров-Водкин К. "Новоселье". 1937 г.
1 минута
22,1 тыс читали