Найти тему
193,4 тыс подписчиков

ДВОРНИК И БАРЫНЯ


1861 год кардинально перевернул мир дворянской России. Отмена крепостного права - то есть освобождение людей, которые, веками не получая оплаты за свой труд, гнули спину на барина - подкосила дворянство. При сложившейся практике те, чье благополучие напрямую зависело от доходов "с земли" или с заводов, на которых так же трудились крепостные, должны были встраиваться в капиталистический мир с его сложными расчетами.

Быстро стало понятно, что аристократы не слишком способны к коммерческой деятельности: на этой ниве они проигрывали более опытным и хватким купцам. Однако многие с тем или иным успехом стали выводить средства, продавая землю и вкладываясь в более выгодные предприятия. Например, в доходные дома, где сдавались квартиры и комнаты в наём.

А вот снимали их - в основном на самом верхнем, пятом этаже, окончательно разорившиеся собратья. Именно эта сцена и изображена на картине Василия Перова "Дворник, отдающий квартиру барыне". Перед дворником, в чьи обязанности как раз и входило сдавать эти "углы", две женщины - вероятно, обнищавшие мелкопоместные дворянки, перебравшиеся в столицу в поисках лучшей доли. Непривычно им искать общий язык с дворником, а тот, видя перед собой робких женщин, стремится показать свою власть.

Вот такой "синдром вахтёра" - как говорят сейчас.

*Картины: В.Г. Перов "Дворник, отдающий квартиру барыне". 1878; 1864 г.
1 минута
37,2 тыс читали