Найти тему
23,6 тыс подписчиков

Можно ли словом убить?


Признаться в любви и тем самым уничтожить.

Рассказ Владимира Набокова "Весна в Фиальте" неуловим и мозаичен: он описывает случайные мимолётные встречи с женщиной по имени Нина, лёгкой и любострастной.

Как всегда у Набокова, кажется, что не столько важен сюжет, как слова, из которых он сделан. Лёгкое кружево метафор и сравнений, тонкая акварель повествования, мягкие линии предложений свиваются в любопытный узор хрупкой человеческой жизни.

Вроде бы всё предвещает бессмертие, всё окутано тайной и страстью. А что может быть долговечней любви? Набоков погружает нас в свои переживания, и каждая картинка, будто в волшебном фонаре, высвечивает то странное "Нееет!" Нины, в то время как вся она – сплошное "да". То волан занавески в номере отеля, то кладбищенский кипарис, то смех или даже так: усмешку.

“Ее облик, — писал Фердинанд, — был скорее моментальным снимком природы, чем кропотливым портретом, так что припоминая его, вы ничего не удерживали, кроме мелькания разъединенных черт: пушистых на свет выступов скул, янтарной темноты быстрых глаз, губ, сложенных в дружескую усмешку, всегда готовую перейти в горячий поцелуй”. Вновь и вновь она впопыхах появлялась на полях моей жизни, совершенно не влияя на основной текст."

Не влияет вроде бы на основной текст и сюжет рассказа, но весь он выстроен так, что солнечная радостная вспышка в конце предвещает не счастье, а горе: Нина оказалась смертной.

Так Набоков разбил свою любовь к Ирине Гауданини.

Читали? Слышали?
1 минута
4905 читали