192,8 тыс подписчиков
ОН, ОНА И ЧИЧИСБЕЙ
У итальянских аристократок восемнадцатого века был один незаменимый аксессуар - чичисбей. Этот молодой человек должен был постоянно сопровождать свою даму. В церкви чичисбей носил ее молитвенник, в театре - садился позади нее и развлекал остроумными комментариями о происходившем на сцене и в зале. Словом, его роль была чем-то средним между преданным другом и личным слугой.
Некоторые дамы даже путешествовали с целой свитой чичисбеев, причем у каждого из них было свое место в иерархии. В своем романе "Коринна" мадам де Сталь так описывает это явление: "Трое или четверо мужчин, исполняя разные обязанности, следуют за одной и той же дамой[...]: один - фаворит, другой - мужчина, который стремится стать таковым, третьего называют страдальцем".
Эти отношения, хотя и несколько скандальные с точки зрения представителей других стран Европы, были одобряемы итальянским обществом, и, что наиболее странно, законными мужьями этих дам. Более того, попытки последних (если таковые случались) отвадить чичисбея встречались неодобрением и насмешками: "нет такой страсти, как известная нам ревность. Муж и чичисбей живут вместе как названые братья", - писал шотландский романист Тобайас Смоллетт.
Между тем, мужьям было к чему ревновать. Так, роман итальянской графини Терезы Гвиччиоли с ее чичисбеем - лордом Байроном - наделал в свое время немало шума в обществе: ради него она ушла от супруга, и вернулась в семью лишь под гнетом обстоятельств.
1 минута
19 января 2022
55,8 тыс читали