138,2 тыс подписчиков
Необходимо остановить закрытие и укрупнение коррекционных школ
Автор - Александр Молчанов
В последнее время много говорят об отказе от Болонский системы образования и возвращении к советской системе.
Было бы неплохо остановить еще одно идущее с запада поветрие – повальную инклюзию и уничтожение системы коррекционных школ.
Количество коррекционных школ в России снижалось постепенно, начиная с середины девяностых годов. В 2000 году их насчитывалось 1967, к 2005-му осталось 1810. Потом процесс ускорился: в 2012 г. – 1728 школ, в 2014 г. – 1660.
Предполагалось, что школьники, нуждающиеся в услугах коррекционной школы, будут учиться вместе с обычными школьниками – чисто западная концепция. Но ни наша школа, ни наше общество оказалось к этому не готово.
Родители обычных детей, не хотят, чтобы их дети обучались вместе с особенными. А родители особенных детей понимают, что обычный класс для их детей попросту опасен – их детей травят, оскорбляют, зачастую они не в состоянии «тянуть» учебную программу.
Количество детей, нуждающихся в специальном образовании, ежегодно увеличивается на 4–5%. Рост наблюдается за счёт увеличения доли страдающих хроническими недугами. Заболеваемость детей болезнями костно-мышечной системы выросла на 53,6%, эндокринной системы – на 45,6%, врождённых аномалий – на 41,8%. Если в 1996 году ребёнок-инвалид приходился на 70 детей в возрасте до 15 лет, то сегодня соотношение примерно 1 к 50.
В феврале 2020-го года в пресс-службе Министерства просвещения сообщили, что приостановлен процесс закрытия коррекционных школ. Учебные заведения этого типа ждёт реорганизация, а на их базе появятся комплексные методические центры, предназначенные не только для детей, но и для родителей.
Переведу с чиновничьего на русский: закрытие школ переименовали в реорганизацию. А там, где раньше были школы коррекции, откроются методические центры (что это вообще?).
Еще одна очень опасная тенденция – укрупнение школ коррекции, создание школ-монстров с 4-5 корпусами под управлением одного директора. Таких как московская школа № 2124 «Центр развития и коррекции» с четырьмя учебными корпусами.
Директор такой школы неизбежно вынужден становиться чиновником, политиком, заниматься управленческими задачами, неизбежно совершая роковые педагогические ошибки. Цена таких ошибок – человеческая жизнь.
Школа – очень сложный организм. Директор школы должен быть не только управленцем, но и учителем, должен продолжать заниматься педагогической практикой.
Тотальная и бездумная инклюзия – вредна и даже опасна и должна быть остановлена.
Было бы здорово, если бы постепенное выздоровление нашей системы образования затронуло и коррекционные школы. Закрытие и укрупнение школ коррекции необходимо не просто остановить – необходимо разработать комплексную программу открытия и развития новых школ.
2 минуты
26 февраля 2023
2514 читали