104,9 тыс подписчиков
По мнению большинства историков началом Февральской революции стали «хлебные бунты» в Петрограде. При этом, нельзя сказать, что страна испытывала настоящий голод. Хотя проблемы в сельском хозяйстве были огромные: нехватка рук в малопроизводительном селе (ввиду мобилизаций и слабого технического развития), потеря лошадей, нежелание крестьян продавать хлеб по твердым ценам (ввиду инфляции), нехватка товаров для деревни (и оттого всё усиливавшееся нежелание крестьян отдавать продовольствие).
«Не хватало и простых сельскохозяйственных орудий — даже косы до войны отчасти ввозили из Австро-Венгрии, а завод в Вильно, производивший косы, оказался на территории, захваченной врагом. Импортировали и большую часть сельскохозяйственных машин, поэтому и правительственные планы механизации, которая компенсировала бы недостаток рабочей силы в деревне, не могли быть реализованы...» (с) Б. И. Колоницкий. 1917: Семнадцать очерков по истории Российской революции.
Но гораздо хуже было иное: фактический коллапс транспортной системы, которая не могла обеспечивать потребности и чрезмерно раздутой армии, и городов, и ужасно обустроенных тыловых гарнизонов и запасных частей. То есть хлеб-то был (тогда как в той же Германии происходил «идеально организованный голод»), но доставить его вовремя в города уже не удавалось. И это при затянувшейся войне, при фактической политической изоляции, в которой оказался царизм как госинститут, при полностью проваленной работе с массовым сознанием — в народе доверием пользовались слухи о предавшей Россию «царице-немке». При этом, никакой единой политики для решения транспортно-продовольственной проблемы не было: гражданские и военные власти ссорились друг с другом, ломать «рыночек» и создавать экономику военного времени (по образцу тех же немцев) не хотелось...
Это сейчас стало модным считать Февраль чем-то неожиданным, «упавшим с неба». В реальности даже черносотенцы понимали, что «грядет буря».
1 минута
26 февраля 2023
2909 читали