Найти тему
20 подписчиков

СЕГОДНЯ ПЕЧАЛЬНЕЙШАЯ ДАТА

____________________________
Утром 25 февраля 1995 года, 8отряд «Русь», совместно с первым полком ОДОН , а также сводный отряд ОМОН ГУВД Кемеровской области, готовились к проведению зачистки в населенном пункте Алды. Оперативные группы, которые находились под командованием командира 8 отряда спецназа «Русь» полковника Зайцева, развернули командный пункт, командир начал тщательно разбирать план дальнейших действий, внося уточнения и обговаривая степень взаимодействия между отдельными подразделениями.

В условиях сильного тумана, по позициям их командного пункта, был произведен пуск заряда из установки разминирования УР-77, принадлежавшей, действовавшему в этом же районе подразделению 165-го полка морской пехоты ТОФ.

ОМОН ГУВД Кемеровской области ( Кемерово, Новокузнецк, Прокопьевск, Березники) — 22 погибших
8-й ОСН ВВ МВД «Русь» — 7 погибших, включая первого командира отряда полковника Павла Зайцева.
ОДОН ВВ МВД — 1 погибший
Федеральная служба контрразведки — 1 погибший

В течение января — февраля 1995 года федеральные войска фактически очистили Грозный от дудаевских бандформирований. 25 февраля отряд вместе с первым полком Отдельной дивизии оперативного назначения, а также кемеровским ОМОНом вышел на южную окраину города. В пригороде Грозного, населенном пункте Алды, вплотную примыкающем к столице республики, предстояло провести специальную операцию по проверке паспортного режима, изъятию оружия, задержанию и ликвидации бандгрупп. Стандартный набор мер, обозначаемый одним словом — «зачистка».

Ранним утром боевые группы, возглавляемые командиром отряда полковником Зайцевым, стояли на окраине Грозного. Впереди были Алды, почти сплошь застроенные частными одноэтажными домами. Развернув командный пункт, Зайцев и командиры других подразделений, участвовавших в спецоперации, вносили последние уточнения в ее план, оговаривая порядок взаимодействия групп.

Четкое планирование, даже педантичность в принятии важнейших решений всегда отличали Павла Васильевича. «В ОМСБОН Зайцев, как и я, пришел командиром взвода. Это были еще 70-е годы. В батальоне он прошел все должности, стал командиром батальона, а потом и командиром вновь сформированного отряда спецназа. Достаточно энергичный, спортивный, он был немного старше меня. На него всегда было приятно посмотреть: стройный, подтянутый. Возможно, кому-то он казался несколько суховатым в общении, замкнутым, но такой у него был характер — подобные ему люди не раскрываются перед первым встречным. Я его знал хорошо и уважал крепко.

Командиром батальона он стал в декабре 1993 года. Уже тогда было ясно, что вскоре здесь будут создавать отряд спецназа. Конечно, основная нагрузка по формированию отряда легла на Зайцева. Его распорядительность, деловитость очень здорово помогли всем нам пройти самый сложный период становления достойно. Он сумел так распределить обязанности офицеров, что каждый, занимаясь своим делом, работал на общий результат. Все у него шло планомерно, без дерганий, криков, ненужной суеты. Поэтому вполне правильно поступили наши старшие начальники, доверив Зайцеву стать первым командиром отряда», — вспоминает Евгений Погодин.

Плотный белесый туман ватным одеялом накрыл то февральское утро. Такие туманы — обычное природное явление в зимней Чечне. В нескольких метрах практически ничего не видно. Перед началом операции следовало подождать, пока мокрая взвесь хоть немного развеется.

То, что произошло дальше, предвидеть было невозможно.

В удалении от КП командира отряда из тумана сначала донесся мерный гул работающего двигателя, потом из плотной пелены смутно выступил силуэт какой-то машины. Она остановилась в нескольких десятках метров от отряда. Явственно послышалась русская речь: кто-то свой. Но Зайцев, встревоженный появлением техники, которой по плану операции быть не должно, поставил задачу начальнику разведки выяснить принадлежность появившейся из тумана машины. Сделать это тот не успел.

В следующую секунду от машины оторвалась огненная струя, взмыла в небо, таща за собой длинный хвост.
3 минуты