226 подписчиков
О ЛЕКЦИЯХ
Лекции из цикла «РАЗГОВОР С ЗЕРКАЛАМИ, ИЛИ РАССКАЗЫ О ХУДОЖНИКАХ...» представляют собой, своего рода, уникальный сплав из фактов биографий, комментариев к произведениям того, или иного художника, знакомства с его предшественниками и учителями, а также учениками и последователями, если они, конечно, имеются.
Погружение в исторический контекст Времени, воздух самой Эпохи, или явления в мировой истории живописи, изобразительного искусства, Культуры, как таковой... Неожиданные сравнения и параллели, "ауканья", как я это называю...
Это не лекции, в привычном понимании этого слова. И не беседы. И не монологи. Скорее диалоги о Мировом искусстве, во всех его проявлениях, начиная с живописи и заканчивая поэзией и кинематографом...
Чаще всего, герои моих рассказов, не просто знаменитые, гонимые и непризнанные когда-то, а сейчас известные всему миру Художники (а иногда, и не очень известные, или, практически, забытые уже), а собеседники, собратья по цеху, понятные мне и близкие люди, товарищи, учителя…
Иногда, лекции носят импровизационный характер, иногда – это хорошо продуманное, срежиссированное действо, почти спектакль, имеющий свои прологи, эпиграфы и эпилоги, развитие и драматургию. Фрагменты как известных, так и малоизвестных художественных и документальных фильмов, изображения живописных и графических работ, стихи, отрывки и цитаты из различных книг и монографий, живые комментарии.
В процессе подготовки к лекциям и погружения в ту, или иную эпоху, биографию, судьбу – иногда (а в последнее время, достаточно часто) я пишу стихи. Их набралось уже не мало – о Пикассо и Ван Гоге, Леонардо да Винчи и Сезанне, Матиссе и Шагале, Фриде Кало и Диего Ривере, Модильяни и Жанне Эбютерн, Петрове-Водкине и Викторе Попкове, Александре Иванове и Василии Сурикове, Эндрю Уайете и Боттичелли...
Образы и произведения Босха и Караваджо, Веласкеса и Питера Брейгеля, Феофана Грека и Андрея Рублёва, Рембрандта и Клода Моне присутствуют в некоторых из них, в частности, в стихотворении, посвящённом Паоле Волковой. В нём, как мне кажется, сформулированы достаточно важные вещи…
НАДЕЖДА
Паоле Волковой посвящается…
Бомбят Алеппо, Паола Дмитриевна.
В Пальмире взорваны все «мосты».
И спины тех, кто смотрел на «Гернику»
В витринах Вечности отражены.
И Феофана взгляд всё безжалостней,
А Босха ласковей с каждым днём.
Сад наслаждений в эпоху праздности
Подогревается адским огнём.
Корабль плывёт.
Дурак сидит на мачте.
Мадонна в гроте вытерла стопу…
Кто знает, что там впереди?
Что замаячит...?
Пока кувшинки плавают в пруду,
Тропинка вьётся между кипарисов,
Подсолнухи горят и девочка в анфас
Так смотрит вдумчиво…
И блудный сын к отцу, прижавшись, плачет,
И чаша на столе стоит,
Надежда есть у нас…
27.02.2016
Олег Фёдоров
2 минуты
24 февраля 2023