18,6 тыс подписчиков
Четвертый – и последний – принцип бодрствования – внимание к самому себе. Этот принцип объединяет все другие принципы: 1) хранение глаз, 2) хранение ума и 3) непрестанную молитву. Внимание является знаменателем всей темы бодрствования. Иначе говоря, «мысленным любомудрием» (прп. Исихий Иерусалимский).
Начало вниманию, как основе бодрствования, полагает еще Ветхий Завет. Во Второзаконии пророк Моисей заповедует: «Внемли себе» (Втор. 15:9). Этими словами вождь израильтян запрещает любую экстраверзию ума (кроме природно-биологической). Мысленный взор подвижника пророк переносит из объективной действительности в субъективную. Предметом созерцания делает не мир, космос, общество людей, но душу самого созерцателя.
Заповедь Моисея о внутреннем внимании относится не к какой-либо определенной части души (словесной, вожделевательной, раздражительной), но ко всей душе. Свт. Григорий Палама, комментируя заповедь Моисея, говорит: «Внемли себе» <…>, то есть всему в себе, а не чему-то да, чему-то нет». Внимание в этом плане означает, согласно словам С. С. Хоружего, «способность концентрации и интроспекции, внутреннего самонаблюдения и контроля».
Подвижник, руководствующийся заповедью о внутреннем внимании, призывается, таким образом, уже при Моисее к тотальной бдительности. Такой подвижник не просто содержит душевное око неусыпным, но постоянно обходит душу, как страж крепость, то совершенствуя стены изнутри, то отражая нападения извне. Изнутри внимающий себе отсекает гибельные помыслы, порожденные словесной частью души; обрубает похоти ее вожделевательной части; угашает страсти, психические комплексы, порожденные частью раздражительной (эмоциональной). При нападениях извне подвижник доблестно отражает прилоги бесов разных полков. Берет их в плен (подобно прп. Авраамию Ростовскому). Заставляет их работать на себя (подобно свт. Иоанну Новгородскому). В свободное время бодрствующий подвижник обучается искусству ведения войны (по Библии), ожидает нападения бесов и расставляет им ловушки.
1 минута
7 марта 2023
839 читали