18,6 тыс подписчиков
Первым принципом в искусстве бодрствования является хранение глаз. Имеется в виду не только телесных, но и душевных – очей внутреннего человека. Глазам не полагается быть закрытыми – «отяжелевшими», как у заснувших учеников в Гефсиманском саду. Но легкими, открытыми, трезво видящими ситуацию. На них не должно быть чешуи неверия, какая была у апостола Павла на пути в Дамаск (Деян. 9:18). Не должно быть в них бревен гордости (Лук. 6:42). Глазам надлежит быть чистыми, просвещенными светом Христовым и помазанными мазью покаяния (Откр. 3:18).
Глаза в библейском искусстве бодрствования действуют не сами по себе, но как представители, полномочные послы или "легаты" владычного разума. Глаза предпосылаются разумом в мир, осматривают его и, возвращаясь, доносят разуму объективную информацию о виденном. Дело последнего – оценить информацию, определить соответствующую программу действия и, самое главное, не увлечься ничем из скорогибнущих красот мира сего.
На опасность, подстерегающую ум во время выхода его в мир для духовного обозрения, указывает свт. Василий Великий. Он пишет: «Если желаем безопасно прейти предлежащий путь жизни, представить Христу и душу и тело свободными от постыдных язв и получить победные венцы, то должны мы обращать всюду бодрственные душевные очи, на все приятное смотреть подозрительно, без замедления пробегать мимо и ни к чему не прилепляться мыслью».
1 минута
25 февраля 2023
529 читали