6177 подписчиков
Волны кондратьева показывают, что мы переходим к новому технологическому укладу
Владимир Маевский,
заведующий Центром институционально-эволюционной экономики прикладных проблем воспроизводства Института экономики РАН, академик РАН, лауреат премии им. Кондратьева
В научном мире есть большой интерес к длинноволновой тематике, существует ряд интересных направлений. Я выделяю концепцию техноэкономических укладов Кристофера Фримэна и Карлоты Перес, и также теорию технологических укладов Сергея Глазьева. Но дело заключается в том, что при такой серьезной распространенности длинноволновая проблематика отторгается современным мейнстримом.
На сегодняшний день негативное отношение мейнстрима к длинным К-волнам объясняет отсутствие регулярных колебаний экономического выпуска. И я процитирую текст, который написан в очень серьезном, авторитетном учебнике «Высшая макроэкономика Дэвида Ромера». Автор говорит: «Поскольку в динамике выпуска не наблюдается никакой регулярности, современная макроэкономика больше не рассматривает флуктуации как комбинацию детерминированных циклов разной длины. Попытки выявить циклы разной длины, включая Кондратьева, были прекращены в связи с их неэффективностью».
Превалирующее мнение на данном этапе состоит в том, что экономика выводится из равновесия шоками различной силы и характера, с относительно случайной периодичностью, после чего происходит распространение этих шоков. Основные макроэкономические школы отличаются друг от друга гипотезами о природе шоков и о механизмах их распространения. То есть, уважаемые коллеги, речь идет, в общем-то, о позиции, которую поддерживает примерно 90% тех, кто является сторонниками мейнстрима.
Мы согласны с утверждением Ромера об отсутствии регулярных К-волн в динамике выпуска, имея в виду динамику ВВП и ВНП, но, тем не менее, считаем позицию Ромера и вообще мейнстрима ошибочной. К-волны, кондратьевские волны, не имеют отношения к этим показателям. Динамика ВВП и ВНП носит по преимуществу экспоненциальный характер. Действительно, ВВП колеблется, но в основном это экспонента. Суть дела в том, что волны Кондратьева проявляются не в динамике ВВП или ВНП. Эта динамика с точки зрения К-волн действительно носит нерегулярный характер.
Они обнаруживают себя в поведении технико-экономических, социально-экономических показателей, отражающих взаимодействие двух сил. Первая сила — это радикальные технологические изменения, сопровождающие переход от одного технологического уклада к другому и вызывающие К-волны технико-экономических показателей, например таких как капиталоемкость или показатели изменения структуры потребления первичных энергоносителей и так далее. То есть это не ВНП и не ВВП. И вторая сила — это сила, порожденная ответной контрциклической реакцией государства и рынка на радикальные технологические изменения. Действие этой силы проявляется в колебаниях социально-экономических показателей, таких как цены, ставки процента, курсы ценных бумаг и так далее. Напомню, выведение прежде всего индекса товарных цен, курса ренты, курса консоли, индекса роста заработной платы было для Николая Дмитриевича Кондратьева одним из важных аргументов в пользу существования К-волн. Эти две силы как раз подвержены циклическим колебаниям, а ВВП и ВНП — это уже продукт взаимодействия.
Проявляют себя К-волны и через структуру потребления энергоносителей. Одни виды энергоносителей умирают, например лес, потом приходит на смену второй — уголь, потом он начинает отмирать, потом нефть, газ, ядерное топливо.
Мы провели расчёты по поводу капиталоемкости США. Получается такая вещь, что где-то после 2015 года капиталоёмкость начинает падать, а это означает, начинаются процессы растущей отдачи, а процессы растущей отдачи означают, что мы переходим к новому укладу. Этот макроэкономический показатель хорош тем, что он может быть использован в макроэкономической модели.
3 минуты
24 февраля 2023
113 читали