57 подписчиков
Пару дней назад мне приснилось, что я кому-то рассказываю о замечательном фильме - «Общество мертвых поэтов». О роли учителя, о том, как сильна может быть сила искусства, о взрослении, отцах и детях.
А этот кто-то сказал мне, что фильм - отстой. С чем я была в корне не согласна.
Проснувшись, я поняла: срочно пересмотреть.
Режиссер «Общества…» - австралиец Питер Уир. Если вам кажется, что вы впервые слышите это имя, вы ошибаетесь. Через 9 лет после «Общества мертвых поэтов» на экраны вышла, пожалуй, самая известная работа Уира - «Шоу Трумана» с Джимом Керри в главной роли.
Но вернёмся к «Обществу…», Робину Уильямсу в роли учителя литературы и его воспитанникам - ученикам дорогой частной школы Веллтон.
Не буду пересказывать сюжет. Пересмотрев, поняла, насколько живыми и настоящими получились герои. Ученики - мальчишки в лучшем смысле этого слова. Они эмоциональны, искренны, одержимы жаждой жизни - когда еще быть такими, как не в 17 лет? А учитель Джон Китинг помогает им в главном, в чем может помочь учитель - учит думать. Это делает ничтожно малый процент учителей и преподавателей, что так же отображено в фильме.
И впервые я увидела параллели с совсем другим фильмом, снятым на два года раньше в другой стране, другим режиссером и, казалось бы, совсем на другую тематику. Режиссер - Юрий Кара, фильм - «Завтра была война».
Ученики советской школы 1940-х, кажется, совсем не похожи на своих ровесников-американцев из 1950-х. Но…
И у тех, и у тех, появляется новый, нестандартный учитель, выбивающийся из общей массы. Джон Китинг и Сергей Ромахин - люди из разных социальных слоев, но оба чувствуют родство со своими учениками. И оба потом будут вынуждены расстаться с ними по независящим от них причинам.
И те, и те школьники сталкиваются с трагедией - самоубийством товарищей. И в обоих случаях в этом замешаны отцы ребят. Вот только Вика Люберецкая ушла из жизни потому, что не смогла предать своего отца. А Нил Перри сделал роковой выстрел из-за того, что отец не пожелал его понять и принять.
Китинг открывает ребятам, какой чудесной может быть поэзия. А Вика открывает Искре Поляковой стихи Есенина, любовь к которому объединяет двух таких разных девочек. Книгу Есенина, в том числе, оставляет Вика Искре в прощальном послании.
На панихиде по Нилу Перри звучат сухие слова директора, которые абсолютно ничего не значат для горюющих товарищей Нила. Как же там не хватало слов директора Ромахина, который над гробом Вики Люберецкий говорит о том, что «убивает не только пуля, не только клинок или осколок – убивает дурное слово и скверное дело, убивает равнодушие и казенщина, убивает трусость и подлость».
Трагизм в фильмах разный. У учеников Китинга впереди - достаточно мирная жизнь, и возможно, что смерть Нила Перри станет для них самым большим потрясением в жизни, тем не менее, определившим их взгляды на жизнь. Советских школьников же ждёт война, которую переживут не все.
Оба фильма прекрасны. И оба напоминают нам о ценности жизни. О том, как легко сломать и оборвать ее могут людская черствость, подлость, трусость.
Поэтому - Carpe diem.
2 минуты
23 февраля 2023