1108 подписчиков
Великая пустота в искусстве
Всего два цвета - черный и белый, тушь и плоскость бумажного листа. Три штриха и два пятна, и в этом весь шарм и совершенство композиции. Линии и пятна повисли в пустоте, окружающей их нехитрую геометрию. Пустое пространство создает тишину , а линии и пятна звуки - таково высшее состояние китайской живописи.
Уже немало написано о важности Пустоты в восточном мировоззрении и искусстве, в частности. Но согласитесь, можно восхищаться и говорить на эту тему бесконечно, она неиссякаема, ибо это тот первозданный эфир, что всегда сопутствует изображенному на живописной плоскости.
Почему присутствие пустоты необходимо и более того, неоправданно много для европейского взгляда, зачем она в китайской живописи и каллиграфии? Вопрос упирается в натурфилософию, как это ни грустно. Изначально дальневосточные мастера ставили целю изобразить не предмет, а нечто большее - то, что внутри него, его суть. А по понятиям художника-философа и натуралиста: что внутри предмета, то и снаружи. А внутри него целая ВСЕЛЕННАЯ.
Далее можно рассуждать о балансе и изысканности композиции, но в приоритете всегда были мировоззренческие установки.
Многие любители восточной живописи непременно подчеркнут, что китайские и японские мастера намеренно отдают пустоте предпочтение в работе для того, чтобы картина дышала. Из этого дыхания рождение виртуального и реального происходит одновременно.
Продолжение следует.
1 минута
22 февраля 2023
154 читали