Найти тему
577,4 тыс подписчиков

32 000 царских рублей, живые скульптуры и набор плеток: каково было крепостным актерам в России


В XVIII—XIX веке в России возникло культурное явление, которого не было нигде в Европе — крепостные театры. Просто потому, что нигде в Европе к этому времени уже не осталось крепостного права. Со стороны это выглядело эффектно: девушки и парни из крестьянских семей учились у лучших мастеров, носили роскошные платья, а некоторых даже брали в жены знатные мужчины. Но, когда опускался бархатный, шитый золотом занавес, начиналась совсем другая жизнь.

Правление Петра III продлилось меньше полугода, но одно он успел: издать «Манифест о вольности дворянства», который отменил обязательную пожизненную воинскую обязанность для дворян. Раньше дворяне были обязаны отдавать 25 лет воинской службе, а после подписания этого документа могли быть свободны в своих занятиях — не обязательно поступать на военную или гражданскую службу; если состояние позволяет — можно жить в своем имении, кутить или ездить по заграницам. У обеспеченных и знатных особ появилось свободное время, которое они не знали, чем занять, и они решили посвятить его искусству.

Тот же Манифест предписывал дворянам единственную обязанность — получить образование (впрочем, признаемся честно, не все справлялись и с ней). Екатерина учредила в Российской империи всесословные школы; но они стали школами без дворян: дворяне предпочитали пансионы или домашнее образование: юношей учили мифологии, истории, естествознанию, иногда — географии и языкам. Девицам, как считалось, довольно будет словесности и изящных искусств, да рукоделия. Кто побогаче, те нанимали своим детям учителей танцев и фехтования. Провинциальные дворяне старались во всем подражать столичной знати — если не по содержанию, так по форме.

Тогда же, но уже при Екатерине II, в России впервые появился настоящий театр: для него в столице построили отдельное каменное здание и выделили бюджет; в театре предполагалось давать оперу, ставить балеты, приглашать зарубежные труппы и ставить спектакли с российскими артистами. Большинство актеров были крепостными, фактически — рабами — и так продолжалось долгие годы после смерти Екатерины II; крепостной была актриса царскосельского театра Наталья, в которую был влюблен Пушкин, и которой посвящал стихи. По примеру императорских, и дворяне стали заводить у себя в усадьбах и в городских особняках крепостные театры.

Бывало по-разному: в некоторых таких театрах главные роли «представляли» сам хозяин дома и его семья, а на второстепенных ролях выходили горничные и другие люди из числа обслуги дома — без особых талантов и театральной подготовки. Подобные спектакли давали для родственников, друзей и близких гостей. Бывали театры, в которых роли исполняли «актеры» из числа крестьян — этим несчастным приходилось выполнять двойную работу: и убирать поле, и выступать на сцене; да еще не забывать возделывать свой клочок земли, чтобы было, чем кормить семью. Крепостным актерам чаще всего платили жалованье, но редко — достаточное. Но были и такие театры, в которые не стыдно было пригласить императрицу (и приглашали!).

Продолжение читайте по ссылке.
32 000 царских рублей, живые скульптуры и набор плеток: каково было крепостным актерам в России  В XVIII—XIX веке в России возникло культурное явление, которого не было нигде в Европе — крепостные...
2 минуты
857 читали