Найти тему
1198 подписчиков

22 февраля 1918 г. произошло одно из ключевых и самых важных событий в истории Белого движения - начало Первого Кубанского похода, который уже тогда был прозван "Ледяным" из-за тяжелейших погодных условий.


Это был путь в полную неизвестность, во всех смыслах. Не сумевшая заручиться поддержкой донских казаков, Добровольческая армия должна была отступать. Но куда? И ради чего? Чёткого ответа никто не знал. Но Ростов необходимо было оставить - иначе, правому делу пришёл бы конец.

О том, что необходимо выдвигаться на Кубань, к Екатеринодару, заявил генерал М.В. Алексеев. Отстаивая свою точку зрения перед Л.Г. Корниловым, намеревавшегося отойти к Астрахани, генерал считал, что на Кубани удастся пополнить личный состав армии и обеспечить ее продовольствием, а главное закрепиться в регионе и сформировать новые структуры военно-политического управления.

Сам Алексеев сомневался в успехе этой авантюры (в хорошем смысле), но твёрдо стоял на своём. Девизом и духовной матрицей Ледяного похода стали его знаменитые слова: "Мы уходим в степи. Можем вернуться, если на то будет Милость Божия, но нужно зажечь светоч, чтобы была хоть одна светлая точка среди охватившей Россию тьмы". Так начался легендарный поход. По воспоминаниям А.И. Деникина, Алексеев пошёл впереди армии, "пешком, опираясь на палку, и ею как бы ощупывая крепость льда, перешёл Дон".

Сам поход, а после и рассказы о нём, стали метафизикой Белого дела, её матрицей. Как верно отмечал "красный граф" А. Толстой: "На самом деле корниловский «ледяной поход» имел чрезвычайное значение. Белые нашли в нём впервые свой язык, свою легенду, получили боевую терминологию — все, вплоть до новоучреждённого белого ордена, изображающего на георгиевской ленте меч и терновый венец. <…> Корниловский поход был тем началом, когда, вслед за прологом, взвивается занавес трагедии и сцены, одна страшнее и гибельнее другой, проходят перед глазами в мучительном изобилии".

Поход был трудным и зачастую невыносимым не только из-за погодных условий, но и из-за кровопролитных боёв. Но даже несмотря на это, армия шла вперёд. Все павшие и выжившие в этом походе - герои до скончания времён. Благодаря им был заложен тот фундамент, который позволил перерасти Добровольческой армии в полноценное Белое движение, которое будет продолжать борьбу с "красной чумой" ещё несколько лет. А после победы большевиков военный конфликт перерастёт в конфликт духовный. И Белое дело, по мнению автора этих строк, - в первую очередь борьба духовная за преображение России.

Ценности Ледяного похода, заложенные в философии Белого дела, стали знаменем не только для первопроходцев, закалённых дождём и морозами, но и для всех последующих участников и сочувствующих им. Светоч, зажённый Алексеевым и Корниловым, продолжил гореть и после Гражданской войны и до сих пор его пламя находит отражение в сердцах тысячи русских людей. И в этом наше предназначение - понять и впитать в себя ценности, идеи, взгляды добровольцев и их лидеров, которые пожертвовали собой ради великого дела - спасения России.

Они уходили в неизвестность. Никто не знал, чем закончится поход. Но они шли, невзирая ни на что. Они погибали за Россию и её светлое будущее. И подвиг добровольцев навсегда останется одним из самых героических событий русской истории.

"Если у нас отнять наше «Добровольчество», если поставить крест на самые славные страницы борьбы, то много ли останется от прошлого… Но этого не будет, ибо никто и ничто не в силах зачеркнуть нашей славной были" (А.И. Деникин).

Картина художника Андрея Ромасюкова из нашего календаря "От Ростова до Екатеринодара. Лавр Корнилов".
22 февраля 1918 г.
2 минуты
114 читали