Найти тему
2 подписчика

Рецензия на статью Михаила Эпштейна

«Пластичность философского текста: почему одни авторы более читаемы, чем другие»
«Почему один текст читается легче, чем другой? Почему он влечет за собой читателя, втягивает в себя, не позволяет оторваться? А другой текст, вроде бы глубокий и содержательный, — oтталкивает, вызывает почти физическую неприязнь», - именно так, в формате риторического вопроса, Михаил Эпштейн формулирует проблему своей работы. Основная мысль текста заключена в этом предложении, - «Я читаю — и не понимаю, потому что ничего не вижу». Понимание текста идет тогда, когда мы читаем и видим перед собой картинку. Автор визуализирует свои идеи: «Корни слов, этимоны, первообразы должны соединяться в некий пластический жест, очерчивать траекторию смысла.». Читая это предложение, наше мышление формирует картинки.
Автор умело сохраняет свободу мысли в статье, но при этом соблюдает жесткую композицию: приводит примеры хороших и «плохих» текстов. Помимо этого он использует авторские понятия, которые предлагает в качестве научных: читаемость текста, движение мысли, смысловой ландшафт и т.д. Все эти неологизмы метафоричны - мы легко можем понять их значение из контекста. По мнению автора точное утверждение должно быть визуально выраженным. Человек - это про телесность и ментальность, они не могут существовать отдельно друг от друга. Языки коммуникации человека непосредственно связаны с органами чувств. На этот мир мы смотрим через призму собственного тела. С когнитивной точки зрения все метафоры имеют кинестетическую (телесную) структуру (природу). Поэтому когда мы говорим слово «корабль» перед нами появляется визуальный образ (картинка) корабля.
Работа написана для всех, кто задается такими вопросами как, - «Почему одни тексты легче, чем другие? Как написать текст так, чтобы тебя читали?» Автор не дает конкретных инструкций. Он привлекает внимание к этой теме, зачаровывает и заинтересовывает. Благодаря личным понятия и свободному стилю, текст читается легко и смысл его понятен. Автор не учит нас, он ставит перед нами вопрос и позволяет самим на него ответить. Для меня эта работа стала проводником в мир текста, я и не подозревала, что он может работать по таким правилам. Я и подумать не могла, что чтение и изучение текста может быть настолько интересным и увлекательным занятием.
1 минута