49 подписчиков
🔔 А вы пробовали запрячь дакшу? 🔔
Начиная с Pигведы, dákṣa- — одно из важных мифологических понятий. Эта основа прилагательного и существительного м.р. обычно понимается как ‘способный, сильный’, ‘способность, сила (духовная, физическая)’.
Понятие dákṣa- несет главным образом положительные характеристики, его достижение возможно и желаемо, так как связано с жизненным благополучием.
Чаще всего слово dákṣa- связано в Ригведе с богами Агни, Сомой и Индрой, а также Митрой и Варуной, которые, как и персонифицированный Дакша, имеют метронимик Адитьи. Все они участвуют в создании и сохранении вселенной. У них есть dákṣa-, и к ним обращаются с просьбой о нем. Агни дает дакшу в изобилии (I, 141, 11), к его дакше стремятся (III, 13, 2), он побуждает к дакше (Х, 3, 1), его дакши достигают жертвами (I, 76, 1). Один из самых частых эпитетов Сомы - dákṣa-, его сок дакша богов (IX, 76, 1), Сома - dákṣaḥ kaviḥ (I, 91, 14), питье сомы ведет к дакше (IX, 62, 29).
Митра и Варуна дают дакшу (1, 2, 9), владеют дакшей (V, 68, 4), запрягают дакшу, как быка в повозку (I, 151, 4).
Для определения семантики круга понятий, обозначаемых словами корня dakṣ, важным моментом является то, что Дакша первым совершает жертвоприношение, причем жертва названа словом kratu-. Магический смысл жертвоприношения в повторном рождении вселенной и тем самым продолжении ее существования. Дакша был первым, кто осуществил защитную функцию наряду с созидательной.
Как огонь защищающий почитается второй огонь, dakṣināgni-, подобный дыханию, состоящий из дыхания, поднимающий жертвователя на небо к Индре. Дыхание считается высшей из жизненных сил, единственной, способной оживить тело. Это жизненное начало соотносится с огнем dakṣina-, принадлежащим Индре-защитнику. Аналогичное представление о дакше Индры как гарантии защиты, сохранения рода отражено в Ригведе, где просьба о защите (táva śármañ śatakrato) предваряется пожеланием получить мужество дакши (dákṣasya... nṛmṇáṃ), добытого победителем Вритры.
Кульминацией процесса жертвоприношения становится раздача даров dákṣiṇā- присутствующим брахманам. Магическое значение этого действия - рождение вселенной, которую жертвователь создает, повторяя первоначальный акт творения. Dakṣināḥ представляют части его тела, из которых он, подобно Праджапати, порождает все сущее. Dakṣinā-, как и глагол dakṣ, связана с идеями о зарождении жизни, благодаря ей оживает жертва: táṃ devā́ dakṣinā́bhir adakṣayan (ШБр, 2, 2, 2, 1-2).
Детальный и убедительный анализ этого понятия и толкование одноименной стадии ритуала дает Хеестерман. Отмечая способность дакшины к воспроизводству материальных благ, он видит в пути солнца параллель круговому движению богатств - скота, потомства и т. д. — от жертвователя к богам и от богов к жертвователю. В мире людей тот же процесс отражен ритуальной поездкой царя-жертвователя с целью накопления богатств для раздачи. Так устанавливается магическая симметрия двух частей цикла: dīkṣā- - накопление/оплодотворение и dákṣiṇā- -раздача/рождение. Dikṣā- тоже производное dakṣ. Присущее этому слову значение оплодотворяющей силы подтверждается смыслом одного из обрядов, известных под этим названием, который обеспечивает потомство покойнику, не оставившему детей.
Т. И. Оранская, Производные корня dakṣ в индоарийских языках, Древняя Индия: язык, культура, текст, Издательство «Наука», Главная редакция восточной литературы, Москва, 1985
#оранская #индия #санскрит #дакша
2 минуты
21 февраля 2023