2897 подписчиков
Узел напряжённости между философской рефлексией и религиозным ведением проходит по линии антиномичности божественных теофаний. В гносеологическом отношении Божественное Бытие сразу и мета-логично, но и вполне логично, ибо сам тварный разум есть образ Божественного Логоса. Антиномичность снимается в мистическом созерцании: «глаз, которым я смотрю на Бога, есть тот же самый глаз которым Бог смотрит на меня» (М. Экхарт).
А что собственно нового принесло христианство в мир? Ценность общения, плюс онтологическую ценность Абсолюта как Любви. Например, для св. Иринея Лионского не существует трудностей, связанных с общением между человеком и Богом. Дух в человеке есть не что иное, как Дух Божий. «Образ и подобие» человека Богу следует представлять не в виде отражения или картинки, а в категориях единства, общей жизни, общения или участия. Такое понимание человека в общении с Богом через принадлежащий им обоим Дух Святой в современном богословии носит название «теоцентрической антропологии». Основной принцип теоцентрической антропологии состоит в том, что Дух Божий присущ человеку «по природе», потому что человек был создан дуновением Духа Божия и без Него превращается в животное.
Такое понимание в корне чуждо распространенному на Западе противопоставлению природы и благодати. Это противопоставление предполагает, что для спасения человеку необходимо нечто добавочное, внешнее, а именно благодать, которой он по природе своей не обладает и которая может быть дарована одним лишь Богом. Мы помним, что Пелагий видел наше спасение чрез человеческие заслуги, а не в божественной благодати. Блаж. Августин на возражение марсельских монахов ответил крайне резко – благодать необходима не только для процесса спасения, но что только она одна может возбудить в человеке веру, отсюда спасаются только избранные, получившие ее предварительно. Более того, даже постоянство в добродетели может проистекать только из благодати, а не в результате человеческих усилий. Альтернатива - ветхозаветные праведники хотя и не достигли благодати крещения, однако почитаются святыми, так что Церковь определенно признает их человеческие заслуги, да и вся традиция монашества почитает тех праведников, подвижников-аскетов, которые в своем подвиге обрели дерзновение к Богу. Против блаж. Августина выступили Преп. Кассиан, Викентий Леринский. Искусственность этой проблемы становится видна с очевидностью, если мы вспомним о восточно -православном понимании синергии.
2 минуты
21 февраля 2023