41 подписчик
Réparer les vivants, 2016
«Лечить живых» - дивное французское кино, в котором удается осуществить симбиоз, близкой к документальной, истории обо всех этапах процедуры по трансплантации органов и трансцендентальный подход, при этом не выглядеть особо глупо и пошло, по крайней мере не больше песни Five Years Дэвида Боуи, восхитительно звучащей в финальных титрах.
В фильме Кэйтель Куиливье корневой французский гуманистический социальный морализм-позитивизм уживается с медициной с одной стороны, и лирическим, духовным с другой. Если бы я сам это не прочувствовал (вплоть до мурашек ближе к финалу), то вряд ли бы поверил, что подобное может работать: реалистичная история о пересадке сердца, которая воспринимается почти так же как «Три цвета: Синий», но ещё больше как «Двойная жизнь Вероники». Только если в произведении Кесьлевского мистическое, магическое находило отражение, а в итоге реализацию в приземленном, чувственном, экзистенциальном, то здесь этот процесс движется в обратном направлении. И вот уже проезд на мотоцикле у моря становится божественным свидетельством, будто мы оказались рядом с фильмом Терренса Малика.
При этом художественный код прост, можно наивно называть его наивным. Один ключевой синий цвет с вкраплениями красного и теплого света, и всего пара основных переливающихся явлений, образов - поток (воды, жизни, людей) и дыхание. С дыхания близкого в ночи открывается этот фильм, и в какой-то момент дыхание становится единственным, что остается от человека, чтобы затем вновь преобразоваться, формируясь как сила в условиях пограничного - между жизнью и смертью. Примитивность, пафосная односложность поэтического языка работает в фильме в том числе на его органичность: оживление сердца, переселение душ - это то, что технически сложно, но нравственно очевидно, просится.
Органично выглядят и легкие, в другом контексте становившиеся бы мелодраматическими, сцены эмоционального контакта. В фильме, лейтмотивом которого является всеобщая связь, ничто не берется само по себе, и даже душещипательные мелодии, которые зритель слышит в саундтреке Александра Деспла находят опору, источник в сюжете. Будь то подруга главной героини, играющая (вновь как не вспомнить фильм Кесьлевского) Hammers Нильса Фрама или врач, во время пересадки сердца одевающий наушники донору, чей мозг уже умер - акт, который можно назвать бессмысленным только проявив бессердечность.
Конечно, тут не скрыть совсем уж дидактику, и то что за этим нет оригинального художественного гения или вообще большой, тонкой, глубокой искусности. Но Кэйтель Куиливье имеет такой уверенный, отважный, женский решительный и заботливый голос, что ей не хочется перечить. Пожалуй, из всех гуманистических соображений лишь экологическая повестка - при том что стремление к ней всё равно вызывает уважение - внедренная в ткань фильма по касательной, она выглядит тут слегка притянутой за уши.
2 минуты
18 февраля 2023