104,4 тыс подписчиков
Революционный 1917 год в России часто рассматривается «обособленно» от прочих мировых событий, что я считаю не вполне верным подходом. Надо заметить, что этот год стал кризисным не только для Русской армии, но и для вооруженных сил Франции. Многие современники-французы полагали, что Революция и крах Западного фронта — вещи вполне реальные.
Поводом (да и причиной тоже) к массовым выступлениям во Франции стало бездарно проведенное Наступление Нивеля (апрель-май 1917 года), прозванное солдатами «мясорубкой» и «бойней». Французы и британцы потеряли почти 350 тысяч человек менее чем за один месяц.
В итоге начались массовые волнения в частях, 2/3 французских дивизий стали «проблемными». Полностью вышло из под контроля несколько десятков тысяч человек в более чем 80 полков, наблюдалось массовое дезертирство.
«Одновременно с солдатскими мятежами поднялась волна забастовок и демонстраций, которых не было в первые годы войны. В 1917 году бастовало около 300 тысяч рабочих — в 300 раз больше, чем в 1914 году. В Париже женщины вышли на демонстрацию, требуя вернуть солдат домой и отправить на фронт богачей и спекулянтов, нажившихся на военных поставках...» (с) Европа и Россия в огне Первой мировой войны. Под редакцией В. А. Золотарева.
Политический кризис, однако, был преодолен, хотя и не без труда. На фронте ситуацию смог выправить... будущий коллаборационист (в период Второй мировой), военачальник Филипп Петен. С одной стороны, он провел достаточно массовые казни (554 человека расстреляно, ещё несколько тысяч — отправлено на каторгу). Правда, «адепты сильной руки» забывают порой, что Петен сочетал «кнут и пряник», пошел на частичные уступки солдатским массам. Фронтовикам предоставили отпуска, бездарных офицеров частично уволили или понизили в должностях, наступление прекратили, снабжение войск всем необходимым улучшили.
В тылу к власти пришел авторитетный политик Жорж Клемансо, пояснивший населению, что, вообще-то, немцы оккупировали немалую часть Франции. И мириться они сами не хотят. «Отечество в опасности» и всё такое. Так что кризис был преодолен. Но если бы французские власти сплоховали — вполне могло бы выйти как в России.
Фотографии: французские солдаты в 1917 году (1 — 8), Филипп Петен (9), Жорж Банжамен Клемансо (10).
1 минута
18 февраля 2023
1878 читали