26 подписчиков
Литургия преждеосвященных даров
( продолжение )
За пением этих стихов возглашаются те же ектении какие бывают и на полной литургии. Только со среды
третьей недели присоединяются к ним еще особенные молитвы о готовящихся к просвещению. Эти молитвы, напоминая нам о древнем обыкновении церкви — готовить оглашенных к принятию крещения во время поста, имеют полное приложение и к нам во дни поста и покаяния. Грешники, мы утратили почти все благодатные дары, полученные нами во святом крещении. Поэтому как благовременно просить теперь у Господа, чтобы Он
снова просветилъ наш разум, даровал нам покаяние и одежду нетления, совершил нашу веру и снова сопричислил нас к святому избранному стаду!
После ектений, вместо херувимской песни, поется другая, более приспособленная к существу самой литургии: ныне силы небесныя с нами невидимо служат; се бо входить Царь славы, се жертва тайная совершена дориносится. Во время великого входа священник шествует молча, а народ, повергаясь на землю, воздает „поклонение богоподобное Христу Богу, в тайнах сущему“ (Устав. церк.). „В это время, говорит Симеон Солун–
ский, — мы освящаемся, Самого зряще Господа, держима от иереев, и въ умилостивлении наше предлагаема. Тогда и припадати тепле Тому долженствуем и прощение согрешенныхъь испрошати“ (Нов. скриж. о преждеосвящен. $ 2). По перенесении свчтых таин, хор окончательными словами начатой песни приглашает с
верою и любовию приступить к самому причащению: с верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем», аллилуиа!
Остальная часть литургии сокращается, потому что опускаются все те части полной литургии, которые тесно связаны с освящениемъ даров, и остаются только приготовительныя молитвы ко святому причащению. После молитвы: Отче наш, слышим возглас священника: преждеосвященная, святая святымь! на что хор отвечает песней, в которой снова призывает ко святому причащению: вкусите и видите, яко благ Господь, аллилуиа!
Последняя особенность литургии преждеосвященных даров есть заамвонная молитва, отличающаяся от той, которая читается на полной литургии. В ней мы молимся устами священника: чтобы Вседержитель, введый нас в пречестные дни сия к очищению душ и телес, к воздержанию страстей и к надежде воскресения, дал нам подвизатися подвигом добрым, течение поста совершити, веру нераздельную соблюсти, главы невидимых змиевь сокрушити, явитися победителями греха и неосужденно достигнути и поклонитися святому воскресению.
2 минуты
1 марта 2023