62 подписчика
О матах
В тайге матерятся все. Во всяком случае, постоянно живущие и работающие там мужчины точно. Обычно, кроме матерного, они умеют выражать свои мысли и на более-менее литературном языке, особенно в присутствии женщин. Но был в моей жизни случай, когда мне пришлось наблюдать за процессом прямо-таки обучения русскому языку человека, который его когда-то знал, но забыл.
Мы в тот год жили в домиках в полукилометре от рыболовной бригады с Олы. С рыбаками мы и забросились, но общались с ними мало, за одним исключением. К нам часто ходил мужик лет 40 с хвостиком, всю зиму стороживший базу, а теперь работающий при бригаде поваром. Звали его Коля. То ли у Коли не сложились отношения с молодежью из бригады, то ли соскучился по женскому обществу, но общаться он хотел очень сильно, и приходил каждый день. Мотивировал он это поначалу тем, что очень любит растворимый кофе, которого у них нет, но когда кофе у нас закончился, ничего не изменилось.
В первый день Коля матерился, как сапожник. Нет, он не ругался. Он действительно разговаривал на матерном. Мы поставили ему условие – или не матерись, или не ходи, втайне надеясь, что визиты прекратятся, сэкономив запасы кофе. Не тут-то было! Коля всерьез напрягся и начал учиться говорить – именно так это и смотрелось. В первые дни в качестве общения он обязательно приносил что-нибудь – то флягу воды, то тарелку с оладушками, то миску с икрой, поскольку разговаривать ему было сложно: произнесение фразы из 3 слов занимало с полминуты, вместе с паузами. В паузах он, видимо, проговаривал привычные ему слова. Потом дело пошло быстрее, к концу недели паузы стали меньше, а фразы длиннее. Через месяц мы уже совершенно нормально общались, он в свое время много поездил по области, рассказывал чуть ли не часами много интересного о наших краях и своей жизни почти литературным языком. Тема мата была давно забыта, как и не поднималась. Даже отдельные словечки не проскакивали и паузы тоже пропали начисто.
Но вот где-то в середине лета мы вышли проводить уходящий на Олу катер, не помню уже, за какой надобностью. Коля отвозил последние вещи на лодке. Нас он не видел, так как смотрел на катер, греб, и попутно очень громко – на всю бухту - прочувствованно объяснял одному из отъезжающих, что он в чем-то не прав. В чем именно, я не уловила, так как, во-первых, пропустила начало обличительной речи, а во-вторых, речь эта состояла действительно исключительно из одних матов – такого обилия их я не слышала ни разу в жизни, ни до, ни после этого случая. Даже предлогов там было мало. Больше всех прикололись отъезжающие, которые хорошо видели, что мы на берегу, и встретили его вопросом «Ты когда кофе пьешь, тоже так разговариваешь?». Обратно он греб уже молча...
Это было давно, фото с той поездки почти не сохранились, так что изображение из открытых источников. Просто похожее впечатление.
2 минуты
1 марта 2023