Найти в Дзене
104,8 тыс подписчиков

Пару слов о роли личности в истории, применительно к Февральской революции.

Был такой дореволюционный деятель, Сергей Семёнович Хабалов (1858 — 1924) — ветеран Русско-турецкой войны, военный преподаватель, хороший «кабинетный работник». Именно он стал командующим войсками Петроградского военного округа к 1917 году.
Фактически, в «февральские дни» именно С. С. Хабалову принадлежала вся полнота власти в столице. Однако он утратил управление войсками и фактически ничего не смог поделать в кризисной ситуации.
Многие потом вспоминали, что до С. С. Хабалова главным начальником Петроградского военного округа был инженер-генерал Николай Евсеевич Туманов (1844 — 1917) — человек куда более суровый и решительный.
«Когда в конце 1916 года приехавший в штаб Западного фронта М. В. Родзянко попытался устыдить генерала репрессиями против рабочих на Путиловском заводе, Туманов публично заявил в ответ, что жалеет лишь об одном — что не успел повесить некоторых членов Государственной думы и самого Родзянко. Уход такого генерала был серьезной потерей для правительства...» (с) О. Р. Айрапетов. Рабочая группа ЦВПК и А. И. Гучков — провокация ареста? / Сборник научных статей «Революция 1917 года в России: новые подходы и взгляды», 2015 год.
Но опять же, это в некотором смысле субъективный фактор роли личности в истории. Которая не всегда (пожалуй, даже в большинстве случаев) способна остановить в одиночку исторический процесс. И здесь интересны воспоминания как раз С. С. Хабалова на допросе Временного правительства:
«Тут начинает твориться в этот день нечто невозможное!… А именно: отряд двинут, — двинут с храбрым офицером, решительным. Но он как-то ушел, и результатов нет… Что-нибудь должно быть одно: если он действует решительно, то должен был бы столкнуться с этой наэлектризованной толпой: организованные войска должны были разбить эту толпу и загнать эту толпу в угол к Неве, к Таврическому саду… А тут: ни да, ни нет!… Посылаю, известий нет…
А командир Финляндского запасного полка, на требования прислать роту, говорил, что у него в полку находятся только две надежных роты, и они только своим присутствием сдерживают полк…» (с) Падение царского режима. Том 1: Стенографические отчеты допросов и показаний, данных в 1917 г. в Чрезвычайной Следственной Комиссии Временного Правительства — Допрос С. С. Хабалова 22 марта.
То есть проблема даже не в том, что «генерал оказался плохой». Просто войска (состоявшие, в основном, из находившихся в ужасных условиях запасников) не пожелали, в своем большинстве, стрелять в народ. А значит, вместо Хабалова мог быть хоть Туманов, хоть какой ещё угодно генерал. Войска в Петрограде, скорее всего, «послали» бы и его...
Фотография: Сергей Семёнович Хабалов и Николай Евсеевич Туманов.
Пару слов о роли личности в истории, применительно к Февральской революции.
2 минуты
2299 читали