1204 подписчика
Цепное дыхание или стадный инстинкт?
Всем людям, когда либо поющим в хоре, известно, что когда в музыке длинные ноты или длинные фразы, то нужно использовать цепное дыхание - делать вдохи всем в разное время, чтобы не получалось провалов или дырок. Когда партию тянет человек 25 - вопросов, конечно, нет. А когда вокальный ансамбль небольшой? Во-первых, в основном там солисты-вокалисты и мыслить они привыкли согласно фразировочной логике, а она примерно одинакова (плюс-минус), а значит дышать получится...Верно, одновременно! Если над этим специально не задумываться, или в партитуре не предписано иное. С женскими ансамблями ещë круче: могут преобладать эмоции. Интересное наблюдение: есть научные факты о том, что у дамочек, проживающих вместе или долгое время работающих вместе, происходит физиологическая синхронизация (наблюдалось в природе у животных). Конечно, может это и не имеет отношения к музыке и тем более к цепному дыханию - научных данных на эту тему не встречала. Но какие-то механизмы бессознательной коллективной синхронизации по-любому имеются, поэтому тут без насильственного включения рассудка не обойтись🙂
(В нотном примере приведëн интересный тип фактуры, когда охота синхронизироваться, а нельзя!)
Я что предлагаю?
Слушать, когда вдохнëт сосед (ка), и взять дыхание ровно через такт после него (неë) и так далее продолжать. Конечно, наслаждение музыкой может слететь и превратиться в умственную шараду. Но не все произведения, в конце концов, требуют такого подхода. Ну, или заранее договориться, кто когда дышит, и прописать в нотах.
1 минута
1 марта 2023
120 читали