Найти тему
93 подписчика

кого собора требовались солидные вложения. В связи с этим в начале 1931 года был объявлен сбор денежных средств с населения в фонд постройки Дома культуры. Вопрос о развёртывании строитель-ства Дворца культуры неоднократно рассматривался на заседаниях Пленума Вельского горсовета. На заседании 11 июня 1931 года с докладом по данному вопросу выступил техник В.И. Шучев. Он сообщил, что проект по переоборудованию нового собора под Дворец культуры, составленный инженером Епиховым, рассматривался на совещании инженеров в Архангельске, которые высказали свои замечания. Пленум прислушался к мнению специалистов и принял решение вернуть проект Епихову для «пересоставления» и просить его выехать на место строительства – в г. Вельск. В то же время пленум счёл необходимым начать разборку куполов и иконостасов с 15 июня 1931 года, не дожидаясь утверждения проекта.

С этой целью пленум поручил технику В.И. Шучеву составить смету на «разборочные работы», а также решил просить райисполком о предоставлении специалистов.
Перестройка Преображенского собора велась под жёстким контролем Вельского райкома ВКП (б) и его ответственного секретаря П.С. Кузнецова, которому не довелось увидеть её итог.
5 октября 1932 года в 14.20 он скончался от гнойного перитонита. В связи с этим Вельский райисполком объявил 6 и 7 октября днями траура и предложил «на лесозаготовках и лесхимпромыслах организовать субботники с отчислением заработка на строительство Дома культуры вместо венка на могилу товарища Кузнецова. П.С. Кузнецов был похоронен при огромном стечении народа на площади Свободы, рядом с памятником В.И. Ленину.
Главной проблемой на протяжении всего хода строительства был недостаток рабочей силы (текучесть) и стройматериалов. Так,
к 1 мая 1933 года. планировалось завершить работы на 1 этаже здания. Попытки закупить стройматериалы в Вологде и Архангельске не увенчались успехом. Вельский лесхимсоюз, взявший со стройки в долг 35 тысяч кирпичей, возвратил только 10 тысяч. Коммунальный трест отказал в выделении необходимого количества доски, а также заготовке лесоматериалов до 1500 кбм в связи с нехваткой рабочей силы и фуража для лошадей. В итоге строительство Дома культуры оказалось на грани срыва. Президиум Вельского горсовета на очередном заседании 13 августа 1933 года заслушал доклад Шучева о ходе работ и возложил на него всю ответственность за невыполнение плана строительства. Руководство над ходом строительства было поручено члену Президиума Бусыгину.
Несмотря на все трудности, основной объём работ по перестройке бывшего здания Преображенского собора в Дом культуры удалось выполнить к октябрю 1934 года. В этом году были оштукатурены и побелены наружные фасады, выполнена внутренняя побелка и покраска, вывезен мусор. Рабочую и гужевую силы поставляли на стройку Нижне-Устькулойский, Никифоровский, Пежемский, Терменгский, Усть-Вельский и другие сельсоветы. В 1936 году на достройку Дома культуры согласно сметным расчётам требовалось 24 тыс. руб., которые планировалось взять
2 минуты