2 подписчика
О европоцентризме в музыкальном мире. Как известно, классическим музыкальным образованием во всем мире считается полученное в рамках европейской традиции (а какое же еще?). Это настолько естественно встроено в наше сознание сейчас, что немалое удивление возникает при знакомстве с другими, альтернативными традициями, часто восточными школами.
Их пути развития отличались и коренились в философии и мировоззрении. Те школы, которые развивались изолированно или более тщательно оберегали традиции из поколения в поколение, сумели донести иное понимание музыки, ее влияния на человека и мир. Когда говорят о Западе и Востоке в целом часто приводится аналогия с полушариями мозга - левым и правым. Левое полушарие - последовательное, дискретное, аналитическое. Правое - симультанное, целостное, синтетическое.
В подходе к музыке эта закономерность сохраняется. Определение знакомой всем гаммы из 7 тонов и 5 полутонов произошло не сразу, однако имело большие последствия, а частности сделав возможным символический оркестр, однако ценой тонких ньюнсов звука отдельных инструментов. Если мы обратимся к индийской музыкальной традиции, к японской или китайской то найдем там не только совершенно иную звукозапись, но и иную тоновую метрику. Более того, отличается даже пространственное представление: в частности в персидской музыкальной традиции существует представление о тоне, вокруг которого разворачивается мелодия, и в который она в конце концов возвращается, подобно узору ковра, подобно циклу.
1 минута
31 октября 2021