67,2 тыс подписчиков
Учимся смотреть как искусствовед и видеть красивое в каждом нюансе.
Новый выпуск рубрики "Уроки смотреть".
Чем хороша эта картина: задачей Мунка в ней (как и во многих других его произведениях) было создать нечто нестандартное, тревожащее, беспокойное. "Экспрессионизм" называется это дело. При этом надо сделать это так, чтобы оно отражало реальность -- не как фотография, а как секундный образ, самое резко, запечатлевшееся в памяти и запомнившееся тебе. Методы всегда одни и те же -- цвет и композиция. Здесь -- нестандартное для пейзажа сочетание цветов: мерзкое, желтое с фиолетовым, да еще сверху небо лазурное, да листва изумрудная. Это все, в принципе, диссонансные цвета. Но за счет того, что мастер -- талантлив, гадина такая, они, наоборот, приведены в гармонию. И фиолетовый выбран именно того нежного оттенка, чтобы совсем не отравить взгляд. Да еще разбавлена кора светло-оранжевым (чтоб потайным образом перекликаться с желтым). А желтый -- не лимонный, а медовый. И таким образом, получается, что сине-зеленые небеса с листвой -- это не еще один визг палитры, а наоборот, дополнение, позволяющее желтому бревну выделиться, будто на фоне бархатного занавеса сфотографироваться. Небо+листва нарочно "тяжелее", придавливают.
C композицией тоже все очевидно -- все живые деревья торчат строго параллельно, и только ободранное "свистит", обращает на себя внимание, как больной зуб, не только цветом, но и тем, что лежит в резко задранной диагонали. А слева, на заднем плане, еще одно желтое бревно, побледнее -- для поддержки ритма.
#урокисмотреть
Илл.: Э. Мунк. "Желтое бревно". 1912. Музей Мунка
1 минута
9 февраля 2023
5188 читали