Найти тему

Славянское язычество – тема острая. Во-первых, много псевдонаучных спекуляций, во-вторых, при близком рассмотрении очевидна связь с тем, как языческие боги трансформировались в христианских святых - кого-то может возмутить даже сама эта формулировка! Но тем интереснее. Итак, друзья, мы открываем серию публикаций о славянском язычестве. Я пишу мы, потому что делаю это вместе с религиоведом Анной Карасевой и командой моей Школы. Я долго искала эксперта, который не только владеет темой, но и умеет ее донести, и – ура! – Анна и ее подробный онлайн-курс с нами.


Разбираться в славянском язычестве в ее компании – одно удовольствие.

Итак, славянское язычество не исчезло бесследно, а трансформировалось и соединилось с христианской верой. Даже сейчас мы можем наблюдать отголоски поверий и обрядов, бытовавших сотни лет назад.
Как именно трансформировались славянские боги, и что означало такое превращение на бытовом уровне?

В первую очередь, превращение обусловлено заменой практического функционала божества. Например: как раньше выясняли, где строить новое село? Спрашивали у водяного: пускали деревянную чурку по реке, – где она пристанет, там и быть селу.

Но что делать, если к водяному после принятия христианства нельзя обращаться?
Все то же самое. Только водяной меняется на христианского святого, связанного с водой: на Иоанна Крестителя, а вместо чура по реке пускается икона.

Все привычные обряды сохранились, но боги замещены христианскими святыми.

Если в это поверить трудно, то вот еще о чем можно поразмыслить: для нашей культуры очень характерно выделение отдельных святых и обращение к ним с разными просьбами. Хотя можно обратиться в молитве к Богу и напрямую.
Эта особенность может быть связана с языческими привычками, которые мы унаследовали от предков.

❓А какие отголоски язычества встречаются в вашей повседневной жизни? Напишите, пожалуйста, в комментариях – это интересно!

В следующем посте мы поговорим о языческих корнях русских народных сказок, а точнее – о том, как связаны Баба Яга и Мокошь.
1 минута