1469 подписчиков
Сегодня мы вспоминаем Алексея Николаевича Грибова (1902 – 1977), одного из самых любимых артистов «старого» Художественного театра. Он родился 31 января (по новому стилю).
Алексей Грибов был из простой семьи: дед – машинист паровоза, отец – шофер у богачей. Начал работать с 14-ти лет: устроился на шелкоткацкую фабрику. Увлекся театром в 1919 году в школе при Сытинской типографии, а потом поступил в школу при Третьей студии МХАТ.
Его жизнь кардинально изменилась в 22 года, когда учебный спектакль школы при Третьей студии МХАТ «Битва жизни» взяли в репертуар Художественного театра. Наконец-то Грибов смог уйти с фабрики! В 1924 году он стал артистом МХАТа.
Однажды шла репетиция той самой «Битвы жизни», в зале сидел Станиславский. Константин Сергеевич тогда посоветовал молодому артисту больше доверять себе, сказал, что видит в нем «хороший, тонкий, мягкий юмор, выразительную внешность», назвал его прирожденным комиком. Грибов же возразил, что хочет сыграть «глубокую драму». Жизнь показала, что Алексей Николаевич одинаково хорош и в драме, и в комедии. И что публика всегда его запоминает, даже если у его героя лишь пара реплик.
У Грибова был дар концентрированной игры – когда каждая деталь настолько продумана и отточена, что работает на образ. «Прекрасно зная черты персонажей “по жизни”, он их не копировал, а сгущал и суммировал; прокрашивал ярким и едким юмором», – так писала о нем историк МХАТа Инна Натановна Соловьева.
Он был Собакевичем в «Мертвых душах» и Хлыновым в «Горячем сердце», Чебутыкиным в «Трех сестрах» и Лукой в «На дне», Земляникой в «Ревизоре», Фомой Опискиным в «Селе Степанчиково», даже Лениным в «Кремлевских курантах». А последней его ролью стал часовщик Райнер в спектакле «Соло для часов с боем», поставленном в 1973 году Олегом Ефремовым и Анатолием Васильевым на мхатовских «стариков».
На фото из фондов Музея МХАТ Алексей Николаевич Грибов и его роли: Чебутыкин, Фома Опискин, Райнер.
1 минута
31 января 2023
108 читали