831 подписчик
Мифы о раннем развитии
Для того, чтобы развеять мифы, давайте определим, что же такое это «раннее развитие».
Все детки индивидуальны, и каждый развивается в своем темпе. Но есть нормы, по которым можно отслеживать, своевременно ли ребенок развивается. Если какой-то навык к определенному возрасту не сформирован, то говорят о задержке развития. Такое бывает, когда у ребенка была патология в родах, серьезные травмы или он недополучает внимания взрослых (так называемая «педагогическая запущенность»).
Если малышу уделять достаточно времени, гулять, общаться, играть в пальчиковые игры, читать сказки, заниматься творчеством, то малыш будет развиваться быстрее сверстников. У него будет лучше развита речь, будет больше понимания об окружающем мире, шире словарный запас, богаче фантазия. Чем больше заниматься с малышом, тем быстрее он будет развиваться (главное ― не перегнуть палку и не делать из малыша вундеркинда). Важно развивать малыша согласно возрасту и его интересам (о том, что в каком возрасте развиваем, мы с вами уже поговорили). Малышу тоже интересно взаимодействовать с мамой, он с радостью будет просить еще и еще. Такой малыш будет лучше развит по сравнению с тем, если бы с ним никто не занимался. Это и называется ранним развитием.
Раннее развитие — это развивающая среда для ребенка, в которой ему комфортно, где он может все потрогать, погрызть, где ему будет комфортно и безопасно.
Но вокруг «раннего развития» ходит очень много мифов, о которых мы сейчас поговорим, чтобы развеять все ваши страхи и сомнения.
1 миф. Ранее развитие (РР) — это ускоренное развитие.
Это не так. Самое главное при РР — это все делать своевременно, не обгоняя и не запаздывая. Всему свое время. У детей есть так называемые сенситивные периоды, во время которых нужно освоить определенные навыки. Если этого не сделать, то потом наверстать будет гораздо сложнее. Например, с 1 года до 3 лет у ребенка активно развивается речь, и с этим ему нужно помочь посредством живого общения, чистоговорок, песенок (подробнее об этом поговорим в главе о развитии речи). С 1,5 лет развивается предметная деятельность: ребенку важно изучать свойства предметов, манипулировать предметами. С 3 лет выходит на первый план самостоятельность малыша, и это важно учитывать и давать ему больше свободы. Идеально, если у ребенка с 3 лет есть свои домашние обязанности, например, полить цветы или покормить кошку.
2 миф. Раннее развитие — это вредно.
Интересный миф, но и такой существует. Мы с вами выяснили, что раннее развитие — это ничто иное, как активное времяпровождение с ребенком. Не смотреть вместе мультики, а разговаривать, играть с ним, читать, уделять время физическому развитию, заниматься с малышом творчеством ― разве это может быть вредно?
3 миф. Раннее развитие — это обучение.
На самом деле часто путают эти понятия. Обучение ― это целенаправленная деятельность взрослого по отношению к ребенку. Когда мы ребенка учим читать, считать ― мы его обучаем.
А развитие — это стимулирование интереса ребенка к познанию, к общению. Развитие ― непрерывный процесс. Ребенок будет развиваться при любых обстоятельствах: он будет расти, будет меняться его физиология, он так или иначе будет думать, делать свои выводы.
Если обучать ребенка, перепрыгивая его сенситивные периоды, его зону ближайшего развития, то мы «обкрадываем» его мозг, т.е. те ресурсы, которые должны быть направлены на эмоциональное и физическое развитие, будут уходить на интеллектуальное развитие.
Еще больше мифов и способов развития ребенка вы узнаете из моей книги "что можно успеть до трех?"
3 минуты
31 января 2023