Найти тему
104,4 тыс подписчиков

Зачастую, говоря о неизбежности Второй мировой войны после завершения Первой, люди вспоминают слова французского маршала Фердинанда Фоша: «это не мир, это перемирие на двадцать лет». Да, речь о Версальском мирном договоре.

Суть в том, что Германия не была уничтожена как государство, но зато её порядочно так унизили и обложили гигантскими выплатами. И опасность такого подхода отмечал не только Фош. Вот слова куда более известного деятеля, британского политика Уинстона Черчилля:
«Экономические статьи договора были злобны и глупы до такой степени, что становились явно бессмысленными. Германия была принуждена к выплате баснословных репараций. В этом диктате нашли свое отражение гнев держав-победительниц, а также вера их народов, что побежденную страну или какое-либо сообщество людей можно обложить такой данью, которая способна возместить стоимость современной войны...» (с) У. Черчилль. Вторая мировая война. Том 1.
Что характерно, Франция так и не смогла возместить свои потери от Первой мировой: её победа оказалась условностью, это была пиррова победа. Весь межвоенный период Францию преследовали экономические неурядицы и политические кризисы. И никакие немецкие репарации не помогли (и как они могли помочь восполнить потерянное мужское население, к примеру)...
Фотография: немецкие аэропланы, оставленные гнить по условиям Версальского договора, межвоенный период.
Зачастую, говоря о неизбежности Второй мировой войны после завершения Первой, люди вспоминают слова французского маршала Фердинанда Фоша: «это не мир, это перемирие на двадцать лет».
1 минута
51,2 тыс читали