15 подписчиков
Есть такой метод в маркетинговых исследованиях – называется consumer portrait. Это собирательный образ усредненного потребителя – где он живет, где работает, как отдыхает, как покупает товары и услуги, как пользуется онлайн сервисами и т. д. Делается это для того, чтобы заказчики исследования могли представить с какой целевой аудиторией придется работать. В Африке мы consumer portraits делаем очень часто так как компании, которые только выходят на эти рынки, о африканских потребителях имеют весьма смутное представление, основанное на документальных сериалах BBC и голливудских фильмах.
Правильнее всего делать несколько портретов потребителей из разных сегментов, так как они все таки довольно сильно отличаются друг от друга. Но в Африке часто приходиться упрощать и создавать портреты типичного «кенийца», «нигерийца», «ганийца» и т. д. просто потому, что компания-клиент выходит сразу в несколько стран и ей важно понимать, чем они отличаются друг от друга. Делаем мы это не очень охотно, так как при таком уровне обобщения очень многие важные подробности теряются. Представьте, что нужно описать среднестатистического российского пользователя соц сетей – сибиряки будут отличаться от жителей кавказских республик и все они вместо – от москвичей. А в самой Москве тоже будет много разных групп в зависимости от возраста, дохода, уровня образования и т. д. Не надо думать, что поскольку африканские страны менее развиты, общество там мнее сложное. В Нигерии, например, живет 220 миллионов человек, которые представляют 370 племен и все они довольно таки разные. Создать усредненный портрет очень непросто. Тем не мнее, заказчикам нужно, и мы это делам.
Но был один случай, когда мы отказались делать consumer portrait. Это было исследование по заказу небезызвестной компании Google. Тогда они только выходили в Африку и мало что о ней знали. Мы провели большое этнографическое исследование интернет-пользователей в Кении, Нигерии и ЮАР, результаты презентовали, все вроде прошло хорошо. И когда проект был уже почти закончен, наши заказчики попросили сделать портрет типичного африканского юзера – то есть, проще говоря скрестить кенийца, с нигерийцем и с южно-африканцем. Понятно, зачем это понадобилось Google – когда ты сидишь в штаб-квартире в Калифорнии и мыслишь в планетарных масштабах, то, конечно хочется понимать чем типичные европейцы отличаются от типичных американцев и африканцев. Но реальность в такие рамки загнать практически невозможно, поэтому мы и отказались.
2 минуты
31 января 2023