Найти тему
18 тыс подписчиков

[History]

Не так давно, обсуждая модель крейсера 2 ранга "Жемчуг" завязалось интересное обсуждение данного проекта и были высказаны ряд "советов" что и как следовало сделать тогда, 120 лет назад. Не будем сейчас говорить кто прав, а кто виноват. Это не важно.
Но достаточно любопытная картина может сложиться, если попробовать систематизировать те условия, в которых шло строительство двух дополнительных "новиков". Давайте вспомним, в каком состоянии были те производственные мощности, на которых заложили и строили корабли. Напомню, это был Невский судостроительный и механический завод.

Итак:
-основан завод в 1857 году, выпускал артиллерийские снаряды и чугунное литье;
-в 1864 году преобразован в Невско-литейный и механический завод или "Семянниковский", по фамилии владельца;
-начали строить корабли, в частности построили первый русский броненосный крейсер "Генерал-Адмирал";
-в 1887 году собственником завода стало Московское товарищество Невского судостроительного и механического завода, один из акционеров - С.И.Мамонтов;
-в конце 1890-х получили заказ на постройку миноносцев типа "Пернов" и "Сокол", открыли филиал в Порт-Артуре;
-в 1898 году представило на конкурс проект крейсера (3000 т). Проект подготовлен с привлечением британских инженеров, корпус проектировал тот самый Э.Рид;
-проект рассмотрели, но отклонили, посоветовав руководству завода УДЕЛИТЬ БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ строительству миноносцев и повышению качества работ! При этом проект завода занял третье место, но МТК указал на "ГРУБОВАТУЮ РАЗРАБОТКУ СПЕЦИФИКАЦИИ".
-завод был заинтересован в получении государственного заказа и предложил два проекта крейсера (6000 т и 3000 т). Проект крейсера в 6000 т был отклонен, а по 3000- тонному была резолюция: "...пусть завод разработает чертеж 3000-т крейсера не так грубо, как он это сделал теперь...". Грубый проект? От "великого Э.Рида"?
-новый проект занял ПОСЛЕДНЕЕ место в конкурсе, но для поддержки отечественного кораблестроения МТК предложил ГУКиС заказать Невскому заводу постройку крейсера, но по "Проекту фирмы "Вулкан". Предложение отклонили;
-новый проект от Э.Рида не имел преимуществ от "Новика" и "Боярина";
-скандал с финансовыми махинациями С.И.Мамонтова в конце 1899 года подорвал доверие Морского министерства к отечественному заводу, так как была вероятность, что заказ будет сорван, а деньги разворованы, ((
-в итоге вернулись к варианту строительства крейсера уже по немецкому проекту "Шихау", для чего следовало получить от немцев необходимые чертежи. Интересно, что немецкие "партнеры" по контракту БЫЛИ ОБЯЗАНЫ ПЕРЕДАТЬ чертежи русской стороне, но они ожидали нового заказа у себя, и поэтому не торопились этого делать. Что тут скажешь - "надежные и честные западные партнеры";
-в итоге немецкие чертежи были получены и Невский завод все таки получил наряд на постройку двух крейсеров по проект "Новика";
-но финансовое положение завода ухудшалось, выявилась неразбериха в делах и недостача больших денежных сумм!
-имя завода было скомпрометировано судебным процессом над С.И.Мамонтовым и его родственниками, несмотря на оправдательный приговор;
-завод частично выкупило правительство, который перешел Товариществу Невского судостроительного и механического завода. Слово "Московское" убрали - это такая карма?

Согласитесь, не самая благоприятная обстановка для творчества и качественного производственного процесса, как думаете?
Насколько "легко" и быстро шло само строительство с точки зрения производственной кооперации и решения технических проблем - вспомним позже. Но главное, конечно, крейсера построили!

Итак, как видим, в конце XIX - начале ХХ веков отечественное кораблестроение испытывало серьезные сложности с проектированием кораблей, да и "западные" партнеры на первое место ставили свою собственную выгоду.
3 минуты
710 читали