6418 подписчиков
Итак, про то, что я делала в Казани. В 2020-м я стала послом Специальной Олимпиады, которую должна была принять столица Татарстана. Это игры для людей с особенностями интеллектуального развития, в Америке они проходят с 1959 года, их придумала сестра Джона Кеннеди Юнис Кеннеди Шрайвер. Там драматичная семейная история. Подробно, включив VPN, ее можно прочитать вот здесь, в каверстори “Татлера” про Ольгу Слуцкер, которая возглавляет Специальную Олимпиаду в России.
Сначала грянула пандемия. Потом стало тем более не до международного спорта. Но игры решили проводить. В Казань приехали 1517 спортсменов из 59 регионов России и из Белоруссии. Самому младшему – девять, старшему – 52. 18 видов спорта, включая мой любимый теннис. (Я познакомилась с энтузиастами из Москвы, супругами Рыбкиными, которые во Владыкино тренируют группу особенных ребят. И классно ведь играют!)
В Казани мне рассказывали самые невероятные истории. Про тренера-любителя по фигурному катанию Лену Плотникову, которая собрала в Тобольске группу девочек с синдромом Дауна. Сами шили нарядные костюмы, ехали больше суток в поезде, жутко волновались (вы бы видели, какие взгляды бросали друг на друга девочки на льду и Лена за бортиком). Про посла игр, легкоатлетку Таню Баранову из Тамбова, которая живет дома у тренера, с семи до полудня работает дворником в детском саду (и это хорошо, потому что редко когда особенности ментального развития позволяют устроиться на работу), а потом идет ставить рекорды. Про 21-летнего дзюдоиста Саида Хайрулаева из Дагестана, который в 2019-м привез со Всемирных игр в Абу-Даби золотую медаль, теперь он местная звезда, проводит мастер-классы в коррекционных школах, агитирует за спорт и в конце каждых соревнований танцует лезгинку. Про фигуриста Сашу Иванова из Питера: его маме врачи не давали никаких надежд, он был тяжелым ребенком, почти не разговаривал, но мама не сдалась. Пять раз в неделю фигурное катание – теперь Саша прекрасно выступает, красавец, ведет youtube-канал. Есть, наконец, история про студентку Леру, которая помогает специальным атлетам (1000 часов волонтерства), а еще дистанционно каждую неделю занимается математикой и английским с особенными ребятами из регионов.
Конечно, проблем очень и очень много. Кому-то не хватает льда для тренировок. Кому-то – денег, чтобы поехать на соревнования. Иногда сами родители не знают, что есть такие возможности, потому что устали бороться. Вот если бы все проблемы сводились к тому, что у кого-то заболел живот, потому что он никогда не ел так вкусно, как в Казани...
Я точно могу сказать, что отношение к людям с особенностями ментального развития в последние годы меняется: они перестали быть невидимыми. Будет очень больно, если новая повестка, новые государственные нужды отбросят нас на много шагов назад. Игры в Казани, то, как их приняли местные власти и зрители, дают надежду, что мы способны проявлять уважение к тем, кто не такой, как мы. И что мы ещё верим в ценность побед над собой, а не только над другими.
2 минуты
28 января 2023
147 читали