Найти тему

Про веру в людей.


Сегодня в храмах читался фрагмент беседы Спасителя с учениками, где последовательно обсуждается три темы:
- о конфликтах и прощении;
- о силе и возможностях веры;
- о неуместности требования награды за добрые дела.

Обсудим по-порядку.
«Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, — прости ему. И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру.» (От Луки 17, 3-5)

Если представить себе эту картину беседы, то довольно комичная ситуация. Апостолы этим вопросом как бы с сарказмом говорят, как можно верить человеку, если он семь раз на дню просит прощения, и тут же опять делает тебе гадости? Умножь в нас веру, то есть способность верить и доверять людям.
Но если внимательно вдуматься в слова Христа, то Он вовсе не говорит о том, что надо прощать просто так.

Во-первых, Он говорит "наблюдайте за собой"! То есть за своими движениями души, возможно вы сами провоцируете конфликт, и вынуждаете человека грешить против вас.

Во-вторых, Спаситель говорит "выговори ему". То есть обьяснись с обидчиком, скажи честно и открыто, что тебе больно, обидно и плохо от его действий. Ведь бывает и ненамеренная, невольная обида, по легкомыслию. И человек может просто не заметить своего греха. И вот, если человек не будет оправдываться, юлить, выкручиваться, а ответит "прости", то нужно простить. Даже если это происходит часто. Проходя через такие конфликты, люди учатся слушать и слышать друг друга, и становятся ближе и роднее. Главное, чтобы это было искренне, а не театрально. Иначе это будет дополнительный грех лицемерия, усугубляющий все предыдущие.

Ну а в-третьих, про веру. Отвечая на реплику апостолов "умножь в нас веру", Спаситель говорит не про легкомысленную доверчивость, от которой страдают попадаясь мошенникам, а про веру, оказывающую поддержку ближнему, способную менять людей в лучшую сторону. Такая вера, направленная от одного человека к другому, укрепляет и пробуждает лучшие качества в том, в кого верят. Например, если учитель не верит в способности своего ученика, то они никогда и не раскроются; если жена верит в то, что её муж сильный и смелый, то окрыляемый такой верой муж становится сильнее и смелее. И т.п. В этом смысле вера может менять мир. И образный пример со смоковницей, которой повелевается "исторгнись и пересадись в море", изображает человека, который врос в землю и считает себя не способным ни на что доброе, но окрылённый верой в него, обретает силы отбросить уныние и совершить подвиг, как мореплаватель в море. И именно такой верой верит в каждого из нас Господь Иисус Христос. Да, не только мы верим в Него, но и Он в нас.
Поэтому, если бы мы начали жаловаться Христу на окружающих людей, что они слабы, безответственны и т.д., то скорее всего и нам Спаситель сказал бы:
"если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас."

Ну а теперь про заслуги. Как часто мы любим набивать себе цену и говорить, "я столько сделал для того-то и того-то!!!", "так как я делаю, мало кто делает!!!" И подобное.
"Уж я так верил, так молился..."
Но посмотрим, что говорит про это Христос:
"Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол?
Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам?
Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю.
Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать." (От Луки 17, 7-10).

В этой притче Христос говорит довольно жёстко про то, что мы зачастую хвалимся тем, что должно быть естественно как дыхание. Например, человеку естественно помогать другому в беде. Но нет, мы хотим, чтобы этот поступок был оценён как что-то сверхдолжное.
3 минуты