Найти в Дзене
84 подписчика

Израиль – то ли Ветхозаветный, то ли Ветхореформенный

#израиль

В Израиле сегодня идут бои вокруг реформы правовой системы – т.н. “реформы Левина”, которую премьер-министр Биньямин Нетаниягу обещает завершить за 3 месяца.
Чтобы понять ее суть, нужно учесть, что впервые с момента создания государства Израиль правящую коалицию создали:
правые консерваторы во главе со склонным к “вождизму” Биби;
ультраортодоксы, настаивающие на усилении религиозного характера власти и исповедующие общинную автономию [т.е., de facto власть раввинов внутри религиозных общин];
религиозные экстремисты, выражающие интересы поселенцев, стремящихся к аннексии территорий, которые международными договорами отнесены к палестинским.
В результате того, что Биби готов принести в жертву систему “сдержек и противовесов”, а ультраортодоксы и “Религиозные сионисты” – права человека и светский характер государства, Израиль стоит на пороге радикального политического переустройства.

Для нивелирования влияния Верховного суда [БАГАЦ], планируется ввести такие нормы:
признание неконституционности закона возможно не менее чем голосами 80% судей БАГАЦ;
если закон принят как “основной” [конституционный], то БАГАЦ не может его отменить;
возможность изменение “основных” законов простым большинством от состава Кнессета;
контроль исполнительной власти над назначением судей, при этом правительство и правящая коалиция имеют постоянное автоматическое большинство в комиссии по назначению судей. [Как утверждают критики реформы, теперь Нетаниягу и другие высокопоставленные лица, в отношении которых ведется судебное разбирательство, смогут выбирать судей, которые будут рассматривать их апелляции];

В Израиле существует единственный и весьма шаткий механизм соблюдения законов исполнительной властью – институт юридических советников, которые находятся под контролем Верховного суда.
Теперь же речь идет о превращении их в de facto доверенных лиц министров, которых последние будут назначать по своему усмотрению.

Суть правовой “реформы Левина” очень коротко и четко изложил на слушаниях в комитете Кнессета представитель юридической советницы правительства адвокат Гиль Лимон: “Тот, кто пишет закон, будет решать для себя, соблюдать его или нет, он также будет выбирать судей и отменять их постановления, если они ему не понравятся (...) В такой ситуации правительство не просто будет выше закона, оно само будет законом”.
1 минута