Найти в Дзене
36 подписчиков

Выставка знаменитого скульптора нач. XX века Ивана Шадра в Новой Третьяковке открывается его портретом работы Михаила Нестерова (1) Пожилой уже мэтр, а дело происходило в 1934 году, изобразил Шадра за работой: в левой руке папироса, в правой - стэк, а стоит он рядом с античным торсом.


С одной стороны, аллюзия ясна: Шадр придерживался классической традиции, которая пришла к нам из античности. А с другой, в мастерской монументалиста А.Д. Корина, где Шадр позировал Нестерову для портрета, просто оказался бесхозный гипсовый слепок. Незадолго до описываемых событий Московское училище живописи, ваяния и зодчества избавилось от некоторых гипсовых слепков, в том числе от этого. А Корин его нашел и сохранил.

И ведь слепок не простой, а очень даже известный. Точнее, не сам слепок, а мраморный оригинал, с которого он сделан. Это Бельведерский торс из Ватикана, работа греческого мастера Аполлония I в. до н.э. (2) Предполагают, что когда-то он был Гераклом или Аяксом, но без рук, без ног и без головы так и не разберешь.

Нашли его в XV веке в Риме и с тех пор он оказывает серьезнейшее влияние на художников всех времен. Его бесконечно изучал Микеланджело - в результате в Сикстинской капелле мы видим множество мощных мужских фигур, явно вдохновленных пластикой и пропорциями Бельведерского торса (4).

Его много рисовал Рубенс (3) и результат тоже очевиден - мужчины на его полотнах все сплошь силачи и гиганты, даже Христос (5).

Рисование Бельведерского торса в 19 веке было обязательным при обучении в Академии художеств, отсюда множество гипсовых слепков в учебных музеях во всей стране.

И Шадр его тоже рисовал, когда учился, вместе с прочей античной классикой. Потому и пролетарий с булыжником у него феноменальный получился - смотрела на выставке минут 20. Не оторваться, с какой стороны не подойди⬇️

#шадр
#картинкисвыставки
1 минута