5490 подписчиков
По молодости лет выставленные в музеях личные вещи великих вызывали у меня недоумение, а то и раздражение. Ну и что, что эта трость принадлежала Пушкину, что это в ней меняет? - так я думала. Любование выставленными напоказ домашними тапками Чайковского я и вовсе считала фетишизмом, и из всех домов-музеев уважала, пожалуй, репинские Пенаты, там было прикольно, один крутящийся стол чего стоил.
По прошествии же лет мои взгляды переменились, и теперь я и впрямь восхищаюсь - нет, не вещами как таковыми, а тем, как они умудрились выжить и сохраниться, учитывая то, каким чудовищным был двадцатый век, сколько всего было стерто с лица земли, рушились не только города - империи, а тут вдруг пожалуйста, каким-то чудом сохранившийся белоснежный веер из страусовых перьев.
И, между прочим, принадлежавший Марии Николаевне Ермоловой, затем А.А. Яблочкиной, а потом уж и А.Г. Коонен. В своих воспоминаниях она рассказала, что как-то раз, после спектакля "Веер леди Уиндермиер" по Оскару Уайльду к ней подошла А.А. Яблочкина и таинственно шепнула: "Я привезла Вам подарок". В большой старинной коробке лежал изумительной красоты веер из белых страусовых перьев с инициалами М.Н. Ермоловой. Незадолго до своей смерти Мария Николаевна подарила его Яблочкиной с запиской "Сестре по духу". В коробке, которую получила Коонен, лежало адресованное ей письмо Яблочкиной:
"31 декабря 1948 г. Мне хочется доставить Вам, любимая Алиса Георгиевна, радость и утешение, если я достигну этого - я буду счастлива! Вместо "Веера" Уайльда посылаю Вам веер М.Н. Ермоловой, который она мне лично подарила. Я его берегла, как реликвию, и мне хочется еще при моей жизни передать это той, которой из всех наших советских актрис удалось продолжить линию трагедии, где Ермолова была так совершенна и велика... Горячо любящая Вас, Ваша Яблочкина".
Всего через полгода, в мае 1949го, Камерный театр перестал существовать - великий и ужасный вождь всех народов усмотрел в нем угрозу делу построения социализма. Труппа распалась, а Алиса Георгиевна была вынуждена довольствоваться лишь творческими вечерами, и вот на них, играя сцены из спектаклей, она и держала в руках этот веер, который был ей поддержкой и партнером. Теперь он хранится в мемориальном уголке, посвященном Камерному театру, в фойе театра имени Пушкина, занявшем здание Камерного.
Видео, в котором я показываю сценические костюмы Алисы Коонен, можно посмотреть здесь:
2 минуты
28 января 2023
185 читали