620 подписчиков
Продолжаю читать «Опасные советские вещи»
Вообще, я ждал, что книга будет чем-то вроде сборника городских легенд с их кратким анализом — содержание + вариации + как и почему появилась.
По факту, эта книга очень обстоятельно рассказывает больше о механизмах появления и распространения городских легенд с небольшими примерами этих самых легенд, причём наиболее популярных.
Отравленные жвачки, дома-свастики, крысиные хвосты в колбасе — вот это всё. Не то чтобы это разочаровывало, просто получил не совсем то, что ждал от книги.
Механизмы городских легенд тоже тема интересная. Например, авторы интересно сравнивают один и тот же троп про потребительские легенды (отравленная или неправильная еда) из Советского Союза с ними же в Америке.
Существенное отличие заключается в причинах появления неприятных элементов в еде.
«В американских потребительских слухах неприятные находки в продукции больших корпораций чаще всего объяснялись их алчностью и желанием сэкономить».
В тоже время в СССР:
«Только в очень немногих вариантах неприятные находки объяснялись корыстными соображениями работников комбината <...> А в подавляющем большинстве случаев наличие крысиных останков в колбасе объяснялось отсутствием порядка на производстве».
Другое отличие заключается в источнике слуха — в том, кто первым обнаруживает страшную правду.
«В американских аналогах таких слухов неприятное "открытие" всегда делает потребитель, который с помощью полицейских и врачей проводит дальнейшее расследование и выводит производителей на чистую воду. В советских сюжетах "страшная правда" о промышленной еде может быть обнаружена двумя разными персонажами с двумя разными функциями».
Иногда правду открывает такой же потребитель, что и в американских слухах, и в этом случае сюжет превращается в «народный детектив», построенный вокруг мясокомбината или пивзавода.
«Но гораздо чаще "правда" о продуктах пищевой промышленности исходила от "инсайдера", который включён в производственных процесс, знает его неприглядные стороны, а потом продукцию сам не ест и не советует есть своим знакомым».
Так сложилось, что именно фигура «знакомого с мясокомбината» оказывалась для советского человека гарантом правдивости слуха.
В ходе анализа потребительских слухов про опасную еду, авторы книги приходят к такому выводу:
«Но во всех этих сюжетах на самом деле содержится одно и то же послание. Сформулировать его можно следующим образом: опасна еда, приготовленная без участия и контроля лично знакомых потребителю людей».
Потому что знакомые не будут халатно относиться к санитарно-гигиеническим нормам, не будут намеренно отравлять еду, а если не смогут препятствовать опасному производству, то честно расскажут об этом правду.
И это послание строится на особенностях советского потребления — в условиях постоянного дефицита и отсутствия частного бизнеса залогом получения нужных товаров и услуг оказывались личные связи, тот самый блат.
#чтоячитаю #городскиелегенды
2 минуты
26 января 2023