Найти в Дзене
4290 подписчиков

Любимые поэты: Артур Гиваргизов


Как-то в комментариях меня спросили, как я отношусь к творчеству Гиваргизова. Вспомнила об этом пару дней назад, когда перебирала книги на полке в поисках той, которую хочется показать в блоге следующей. Мне попался сборник стихотворений Гиваргизова "Когда некогда", не самый первый его вариант, который вышел в "Поэтической серии" издательства "Самокат", а недавнее переиздание 2017 года в "Пёстром квадрате".
В сборнике не так уж много стихотворений, но по ним можно составить представление об особенностях поэтического текста Гиваргизова.
Какой он?
- ритмичный и точный;
- весь из гипербол;
- юмористический;
- выдержанный в традициях поэзии нонсенса;
- текст выстроен как коммуникативная игра с читателем, это вовсе не лиричное размышление или взгляд в свой внутренний мир, нет, это абсурдный сюжет, с помощью которого читатель призван деконструировать некие привычные шаблоны текста;
- герой стихотворений - чаще всего ребенок;
- в стихотворениях этот ребенок устал от школы, озадачен или травмирован миром взрослых, он много рассуждает и работает над собой;
- часто мир в поэзии Гиваргизова - это перевертыш: взрослые ведут себя, как дети, и наоборот;
- второстепенные персонажи в стихотворениях Гиваргизова - это чаще всего не живые люди, а знаки, символы, которые обозначают порядок или правила его абсурдного мира. Частый его образ это, например, "милиционер". Не имеет ничего общего с сотрудником полиции и нужен как симол порядка, мира взрослых, власти. Вместо "милиционера" кстати может быть "генерал";
- кстати, мир этот вполне оптимистичный.

В качестве подтверждающего примера вот стихотворение:

В ПЕРВЫЙ КЛАСС
К рубашке белой прижимает
Букет малиновый, к груди.
Идёшь ты в школу?
Ну, иди.
Давай, давай, не упади.
Недавно ползал ты по полу
И делал сальто на диване,
Скакал на стуле…
В школу!!! В школу!!!
За парту!!!
Смирно!!!
К Марь Иванне!!!
Она у входа.
Та, что в каске,
В солдатских туфлях по колено.
Что машет в воздухе указкой,
Похожей больше на полено.

Поэзию Гиваргизова изучают литературоведы, и это как будто тоже сюжет для его будущих новых стихотворений. Вот, например, цитата из одной статьи: "Наиболее сложный вариант «взрослого слова» в детской поэзии - это описание неорганичной для ребенка экзистенции, иного личностного опыта:
«Слышите песню: та-ра-ра, ра-ра -
Как будто пилой по тёрке?
Это уборщица - тётя Тамара
Поёт у себя в каморке.
Она давно работает в школе:
Скребёт, вытирает, моет.
Но иногда вспомнит о воле,
Сядет и тихо завоет»
(А. Гиваргизов «Тара-ра-рара»).
Текст не оставляет возможности для непосредственного прочтения. Чтобы его понять, нужно иметь представления о «неволе», о бытовой рутине; требуется прочувствовать внутреннее состояние человека, располагающее к звериному вою. В этом типе стихов переживание лирического персонажа яснее взрослому, чем ребенку" (Анастасия Губайдуллина).

А вот страницы из того самого сборника, о котором я упомянула в самом начале. Надеюсь, что текст на них читабельный. Моё любимое - "Посторонним вход воспрещён".
2 минуты
263 читали