67,2 тыс подписчиков
Учимся смотреть как искусствовед и видеть красивое в каждом нюансе.
Новый выпуск рубрики "Уроки смотреть".
А вот вам другой святой Амброзий: вчера был французский, а сегодня нидерландский, утрехтский. Автор М. Стом находился под влиянием Караваджо, и отсюда совсем другое отношение к телесности, свету и тени.
Что хорошего в этой картине: автор не стал увлекаться этим фирменным караваджевским коричневым, от которого, если честно, устаешь в большом количестве, становиться скучно. Основными цветами картины стал оливковый (скатерть на столе) и кайма облачения, которая из голубого и золотого, но поскольку они перемешаны, тоже создает ощущение оливкового цвета. И - большой белый треугольник одежды святого.
Два красных аккорда -- книга на столе и кусочек подкладки воротника. За счет пирамидальности композиция уравновешена. Но она не скучна, поскольку святой смотрит не на нас, а в сторону. Слева падает луч света, и таким образом из-за черной тени у нас появляется еще одна диагональ, с другой стороны как-бы отзеркаленная сложенной епископской митрой на полочке. Композиция, таким образом, у нас не /\, а Х, что всегда веселее. Представьте, что нижний край картины был бы не где сейчас, а по краю стола. Тогда лицо оказалось бы ровно в центре. Такое "лобовое" построение композиции - норм для средневековья, но для барокко скучно. Именно поэтому стол занимает так много места. А еще затем, чтобы мы полюбовались прекрасно получившейся отливающей оливковой скатертью. Вообще, умение написать разные фактуры тканей -- это такая кичливость у художников.
#урокисмотреть
Илл.: Маттиас Стом. Святой Амброзий. 1633-9. Музей изящных искусств Ренна
ПРОСТИТЕ ОШИБЛАСЬ КАРТИНКОЙ С УТРА. ОБНОВЛЕНО
1 минута
22 марта 2023
3715 читали