67,2 тыс подписчиков
Учимся смотреть как искусствовед и видеть красивое в каждом нюансе.
Новый выпуск рубрики "Уроки смотреть".
Илл.: Лоренцо Коста. Читающая дева Мария. Нач. 16 века. Дрезден
Одна из самых любимых моих картин.
Чего тут хорошего: чистота и ясность. Это отличительные черты Высокого Возрождения, когда все, казалось бы, находилось в идеальной гармонии равновесии. Лица картин этого периода исполнены спокойствия, в красках нет грязи, позы медлительны и гармоничны. Ушла избыточность и узорочье средневековья: мастер готики бы нарядил Марию в сплошь затканные цветами наряды. А вот здесь автору важнее чистый цвет, потому что он делает структуру легко читаемой.
Формально это сцена Благовещения (потому что есть голубь Святого Духа и книга), но художник избавляется от всего стандартного антуража, интерьера, лилий в вазе и проч. Есть только Она. И даже голубь не сразу бросается в глаза.
Композицию видите: пирамидальная, но слегка сдвинутая вправо, чтобы не было скучной симметрии. Голубь летит наискось вниз, получается Х. Сама же Мария сидит, опустив голову, и получается такая пологая обратная S. В общем, классические работающие приемы. Цвета Марии фирменные -- красный и синий. Но здесь избраны очень тонкие оттенки. И разделены зеленой каймой тоже сложного оттенка, чтобы не было скучно. Обратите внимание, как развивается драпировка за спиной и волосы.
Картина, возможно, предназначалась для размещения на высоте -- обратите внимание, что ракурс тут тоже не стандартный немного, смотрим как будто снизу, будто она сидит на облаках каких-то. Но единственная линия, рассказывающая нам о перспективе -- это край декольте платья, нарочно сделанный таким прямым.
#урокисмотреть
1 минута
20 марта 2023
3314 читали