67,1 тыс подписчиков
Учимся смотреть как искусствовед и видеть красивое в каждом нюансе.
Новый выпуск рубрики "Уроки смотреть".
Илл.: Ludwig Deutsch. At the Mosque, 1895. Bonhams, £ 560,750 (2019).
Одной из вещей, привлекавших европейских художников 19 века в мире Востока -- новая, непривычная колористическая гамма, связанная с иной эстетикой. Они увидели ее, поиграли с ней, и впитали, адаптировали. Мне кажется, тонкость модерна была бы совсем другой без полутонов, выученных с помощью оптики Востока.
Так что все хорошие (!) картины в жанре ориентализма -- они, прежде всего, с точки зрения художественной задачи, про изучение цвета. А не про любование странными восточными финтифлюшками, как кажется на первый взгляд.
Кажется, здесь художник с удовольствием посвятил бы всю работу любованию керамической плитки со всем богатством ее палитры. Но картины про одну плитку делать все-таки нельзя, и поэтому он делает какой-то сюжет вокруг. Голубое панно дополняется человеческой фигурой, наряженной именно в песочные оттенки, для контраста. Чтобы взгляду не было скучно, желтоватых ткани две, и более "тяжелая", темная -- внизу фигуры, для равновесия. Красные аккорды (повязка, кусок в районе живота и ноги) -- добавляют перца к голубо-желтому сочетанию. Заметьте, посередке опять более "легкая", светлая красная ткань. Это чтобы фигура имела спокойное равновесие, как шахмата, не перекашивалась. На ногах яркие туфли, хотя в мечети (см. название) человек должен быть босиком. Но автор либо этого не знает, либо это перед входом, либо он сделал это нарочно, потому что ему нужен был тут красный аккорд.
Композиционно картина будто расчерчена на шахматные клетки. Прямая стена, прямые линии разных уровней пола. Все сходится на человеке. Кривых три: лютня, складки, жаровня.
#урокисмотреть
1 минута
9 марта 2023
5002 читали