67,2 тыс подписчиков
Учимся смотреть как искусствовед и видеть красивое в каждом нюансе.
Новый выпуск рубрики "Уроки смотреть".
Илл.: Леонид Пастернак. "Московский Кремль. Мартовское солнце". 1917. Бумага, гуашь, акварель. Пастернак-траст. Оксфорд
На этой акварели отца нобелевского лауреата (отличный, кстати, был художник) -- что хорошего? Я не знаю. что там в оригинале, всегда надо учитывать проблемы с цветопередачей репродукции, но конкретно на этой картинке меня очаровало сочетание цветов, опять-таки сложных оттенков. Кремлевские соборы -- не белокаменные, а какие-то сливочные, и мы ощущаем, как их бока согревает солнце. Кремлевская стена -- не кирпично-красная, а потерто-розовая (не помню, что там было с покраской стены в этот период сразу после царизма). Кирпично-красными оказываются лошади. И вы посмотрите, какого ярчайше синего цвета под ними тени. Но мы это видим, только если специально будем смотреть, потому что при первом взгляде, так устроен мозг, они покажутся нам "какими надо" тенями -- черными. Тем более, что небеса почти такого же яркого синего цвета.
Рисунок выполнен в единой гамме и за счет того, как кажется, что бумага изначально тонированная, не белая. Что-то типа оттенка, как у оберточной, судя по непрокрасам в небе.
Теперь композиция. Лошади едут в одну сторону, из нижнего правого угла по диагонали вверх. Стена под легким наклоном "движется" в противоположном направлении. Два собора, обобщенно в форме утюгов, своим "скатом" опять направлены в другую сторону -- в ту же, что и кони. А вот штриховка неба опять в обратную сторону, ту же, что и стена, только не плавно, а резко задранно. Таким образом, получается своего рода слоистый мармелад, где все движется, но одновременно находится в динамическом равновесии.
#урокисмотреть
1 минута
8 марта 2023
3984 читали