1695 подписчиков
🎨 Этот удивительный образ «Чудо Архангела Михаила в Хонех», датируется 1630-1640 гг.👇
В основе данного сюжета лежит «Сказание о чуде Архистратига Михаила в Хонех» в редакции Симеона Метафараста (Х в.), помещенный в Прологе и Великих Минеях Четьих, приуроченный для богослужебного чтения на праздник 6 сентября. В книге подробно повествуется о событиях, случившихся у святого источника в Хонах (Хонех). После предсказанного Иоанном Богословом чудесного явления архангела Михаила в местности Херотопа близ города Иераполис (Фригия) там забил целебный источник, в котором крестилось много язычников и происходило немало исцелений.
Одно из них случилось с немой дочерью знатного лаодикийского горожанина, когда он по велению архангела Михаила влил в уста девушки воду из этого источника. Пораженный случившимся, отец крестился со всем семейством и в благодарность воздвиг рядом с источником храм во имя небесного посланника. Отшельник пономарь Архипп посвятил всю свою жизнь заботе об этом храме. Охраняя святыню от неверных, он многих обратил в христианство, благодаря чудотворной силе святой воды. Язычники недовольные этим, решили уничтожить святилище и его заступника. Они отвели две реки в одно русло, построили плотину, а затем, разрушив ее, направили сокрушающие потоки на церковь. Усилиям тысяч язычников противостояла страстная молитва Архиппа святому Михаилу, не прекращавшаяся в течение всего времени, пока велись все эти работы. Когда молившийся отшельник услышал страшный шум идущего на храм потока, перед ним неожиданно явился архистратиг Михаил, предложил Архиппу «встать одесную», а затем ударом жезла открыл широкую расселину («Хоны» в переводе с греческого «расселина») в камне и повелел водам устремиться туда. Увидев чудо, язычники бежали, а отшельник горячо благодарил за помощь архистратига, обещавшего старцу святость этого места на все времена.
Подобная иконография «Чуда в Хонех» получает распространение на Руси с конца XIV в., в эпоху расцвета монашества, прославления иноческих добродетелей и подвигов пустынничества. Этому способствовали образы архангела Михаила как покровителя монашествующих, и Архиппа, олицетворявшего действенную силу отшельнической молитвы, способной противостоять злу. Хотя в тексте сказания пономарь Архипп нигде не назван монахом, на иконах, как на всех известных с Х в. изображениях этого сюжета, он облачен в одежды схимника, с широким парамандом и куколем на плечах. Скорее всего, этот иконописный образ соответствовал подвигам уединенной аскетической жизни старца, проведшего, согласно «Сказанию..», шестьдесят лет в строгом посте и молитве. Прославление иноческого идеала в лице Архиппа и особое почитание архангела Михаила как покровителя монашества и княжеской власти и проводника душ в загробное царство сказались в том, что на Руси было построено немалое число монастырских и княжеских храмов во имя Чуда архангела Михаила в Хонех.
Первым и самым знаменитым был основанный митрополитом Алексеем Чудов монастырь в Московском Кремле (1365 г.). Его древний храмовый образ не сохранился, но сменившая его после пожара в соборе 1633 г. новая икона местного ряда, окруженная шестьюдесятью девятью клеймами ангельских деяний, демонстрирует иконографию. Композиция представленной иконы повторяет именно этот извод. Его отличительными особенностями являются большой столпообразный поток в центре средника, разделяющий композицию на две части и уходящий под камень, в который архангел Михаил ударяет жезлом, а также почти равновеликие образы архангела Михаила и монаха Архиппа, развернувшихся друг к другу. В данный образ включены и фигуры язычников, пытающихся разрушить храм, они стоят над потоком с большими лопатами, соединяя две реки в одно русло. Трое других стремительно падают вниз и с потоком низвергаются в расщелину, образованную чудесным вмешательством архангела👇
3 минуты
4 февраля 2023