67,1 тыс подписчиков
С какой целью художники создают картины?
Продолжаем разговор.
Учимся смотреть как искусствовед и видеть красивое в каждом нюансе. Новый выпуск рубрики "Уроки смотреть".
С какой целью художники создают картины?
ЦЕЛЬ No5
Слава (и конъюктура)
Тоже очень понятный мотив. Правда, не очень древний. Художники начали руководствоваться целью получить Славу при создании произведений искусства только начиная с определенного периода (просто Славу, а не репутацию+много клиентов). В Средние века живопись была просто ремеслом, таким же, как ювелирное дело или мебельное. В эпоху Ренессанса художники начинают постепенно, силами примкнувшей пишущей интеллигенции, создавать культ, превращая свое дело из ремесла в Искусство. Подписывать имена становится нормой. Постепенно (медленно) быть художником становится круто (хотя высшее общество все равно их не особо принимает). Аналогичный процесс с актерством -- во все времена это низший обслуживающий персонал, который запрещают хоронить в освященной земле и расценивают наравне с блудницами; ныне же они селебрити королевского ранга.
В творчестве многих художников встречаются программные произведения, которые автор написал без конкретного заказа со стороны мецената, а просто потому, что к нему пришло Вдохновение. Создавая его, он понимал (ну хотя бы надеялся), что им он "вмастит", прославится. Если звезды сходятся, и в картине удалось соединить эстетику (красоту) с этим неуловимым, витающим в воздухе, то картина действительно входит в историю, как шедевр. Художники высокого уровня -- радиоприемник, улавливающий ожидания и вкуса социума. Великие художники -- это как раз те, кто умеет хорошо рисовать + одновременно с этим чувствует Дух времени, и умеет его отражать.
И сюда же, в эту категорию целей, следует включить более практичных , которые осознанно ловят волну, радиосигналы, посланные социумом (но в первую очередь государством). И производят картины не то, чтоб прославиться, а больше для того, чтобы хорошо жить и иметь всякие ништяки. В некоторых случаях такая конъюктурщина, раболепие -- это личный выбор автора, либо вообще норма для той эпохи (см. оды Державина, посвященные императрице). В 20 веке, в условиях тоталитарных государств, как вы понимаете, вопрос был не только в получении денег, а иногда банально в выживании.
#урокисмотреть
Илл.: Отто Дикс. Портрет журналистки Сильвии фон Харден. 1926. Центр Помпиду
1 минута
1 марта 2023
3202 читали