Найти тему
18,6 тыс подписчиков

Философская тема в творчестве М. В. Нестерова (1862–1942) появилась довольно рано. Уже его «Пустынник» (1888 г.) поразил современников глубиной проникновения в психологию старческой мудрости, олицетворяющей душевный покой и гармонию человека с природой. Однако вершинной религиозно-философской работой художника стало его «Видение отроку Варфоломею», посвященное величайшему русскому подвижнику прп. Сергию Радонежскому.

Картина написана по сюжету древнейшего «Жития преподобного Сергия», составленного Епифанием Премудрым. Согласно сюжету жития, отроку Варфоломею, будущему Сергию, не давалась грамота, хотя он очень любил читать, и потому отрок втайне часто молился Богу, чтобы тот наставил и вразумил его. Однажды отец послал мальчика искать пропавших жеребят. Под дубом на поле отрок увидел некоего черноризца, святого старца, «светолепна и ангеловидна», прилежно со слезами творившего молитву. Старец взглянул на Варфоломея и прозрел внутренними очами, что перед ним сосуд, избранный Святым Духом, и спросил его: «Да что ищеши, или что хощещи, чадо?» Отрок отвечал: "Возлюби душа моя паче всего учитися грамоту сию, еже и вдан бых учитися, и ныне зело прискорбна есть душа моя, понеже учуся грамоте и не умею». Он просил святого отца помолиться за него Богу, что он «умел грамоту». Старец, «сотворя молитву прилежну», достал из карманной «сокровищницы» частицу просфоры и подал ее отроку со словами: «Прими сие и снешь, се тебе дается знамение благодати божия и разума святого писания». А когда отрок съел просфору, старец сказал ему: «О грамоте, чадо, не скорби: отсего дне дарует ти Господь грамоте умети зело добре». Так и случилось.
М. В. Нестеров очень проникся наивным и поэтическим рассказом Епифания Премудрого, его простодушной верой в чудо. Художник писал в "Воспоминаниях": «Я был полон своей картиной. В ней, в ее атмосфере, в атмосфере видения, чуда, которое должно было совершиться, жил я тогда». Картина создавалась долго, замысел оформился не сразу.
Согласно "Арт-каталогу: живопись и графика", художник создал пять карандашных эскизов "Видения" и четыре живописных его воплощения. Первый набросок "Видения..." появился во время путешествия Нестерова в Италию. Художник хотел писать итальянские пейзажи, но вдруг неожиданно вспомнил об отроке Варфоломее и стал рисовать его. Первоначально старец помещался в левой части картины, а Варфоломей - справа. Причем, спиной к зрителю.
Чуть позже М. В. Нестеров переосмыслил композицию. Старец-пресвитер с левой части картины "переехал" в правую. И "спрятал" лицо под клобуком. А Варфоломей попал на место старца и наоборот показал свой прекрасный, одухотворенный и неземной лик. Пейзаж в новом видении художника получил символический подтекст. Дуб стал указывать на жизнь вечную. А березка и сосенка рядом с Варфоломеем - на юного русского подвижника.
Художник сумел мистифицировать пейзаж, передать через него тайны земного бытия. Благодаря чему и остался в памяти поколений. А что думаете о картинах М. В. Нестерова вы, дорогие читатели? И чем (вопрос для наблюдательных) картина 1889-1890 гг. (первая галерее) отличается от более поздней работы 1822 г. (последняя в галерее)?
2 минуты
418 читали