192 подписчика
Какая же красота, друзья мои!
Это кондак Романа сладкопевца. Читать медленно и вдумчиво.
Святому Иоанну Крестителю на 7-е января (старый стиль).
Перевод диакона Сергия Цветкова.
Кондак, глас 6-й.
Иордан, убоявшись Твоего во плоти пришествия, страшно возвращался назад (течением вод своих); Иоанн же, совершая пророческое (свое) служение исполнялся трепетом: ангельские чины ужасались, видев Тебя крещающагося в водах (иорданских), и все сущие, во тьме просвещались светом, воспевая Тебя Явившагося и Просветившаго все.
Икосы.
1) (Τῶ τυφλωθέντι) Ослепшему в Едеме Адаму (Быт. 3:8) явилось из Вифлеема Солнце, и отверзло ему зеницы, омывши их водами Иордана, (ему) потемненному и омраченному возсиял свет неугасимый; уже нет ему ночи, но все день (Зах. 14:7); что пред утром было (т. е. мрак), для него сделалось (совершенным) утром; ибо к вечеру он (Адам) сокрылся, как написано. Падший к вечеру нашел зарю, его просвещающую; он освободился от мрака и скоро достиг утра, – Явившагося и Просветившаго все.
2) (Ὅτε) Как скоро повредился добровольно Адам, вкусив от плода слепотворнаго, -тотчас невольно обнажился. Ибо повредивший (диавол) раздел его, нашедши его как бы слепаго. Итак он был наг и убог, и осязанием искал схватить раздевшаго его. Сей же, смотря на него смеялся, как он простирал повсюду длани (свои) и искал одежды. Но после обнажения, увидев сего, Милосердый по естеству (Своему) пришел, вопия к нему: «Я принимаю тебя обнаженнаго и убогаго, иди ко Мне, Явившемуся и Просветившему все.»
3) (Ὓμνησον) Воспой, воспой сего Адам, поклонися пришедшему к тебе; ибо, когда ты уходил (от Него), Он тебе явился, чтобы созерцать, осязать и принять Его. Он Тот Самый, Котораго ты убоялся, когда был обольщен; для тебя Он уподобился тебе; сошел на землю, чтобы вознести тебя на небо; сделался смертным, чтобы ты был (подобным) Богу, и чтобы оделся в прежнее благолепие. Желая открыть (тебе) опять Едем, Он поселился в Назарете. Посему воспой Его ты, человек, и поя радуйся о Явившемся и Просветившем все.
4) (Τῶ Ἀβραὰμ) Когда Бог явился Аврааму, сидящему под дубом Мамврийским, то Он был видим на подобие Ангела, не объявив Себя, чем Он был (по существу Своему); ибо он (Авраам) не перенес бы сего (величия существа Божия). Нам же ныне не так (как прежде), но самолично (явился Бог). Ибо Слово сделалось плотию; там гадания, здесь – ясность; отцам пророков, патриархам (были) образы, (нам же) верным – сама Истина. Некогда Бог повелел Аврааму совершить жертвоприношение, но мы созерцаем то, что Он хощет, и держим Явившагося и Просветившаго все.
5) (Ἄνω) На верху лествицы Иаков видел Бога: но то было ему во сне; с ним боролось ночью не естество Божеское, но человеческое подобие. Ныне же не подобие, но истинныя дела Первороднаго подтвердили древния видения, и тогда (во сне) Боровшийся, пришед во очию, во очию явился миру бодрствующему и не дремлющему: – это уже не призрак и не сон, ибо у нас теперь не ночь, – мы днем созерцаем Слово воплощенное, Явившееся и Просветившее все.
6) (Πάνυ) Моисей, очень известный любовию (своею), искал видеть Любящаго (Бога), и говорил с молением: «если Ты меня любишь, явись мне». Однакож он не удостоился лицезрения Господня, но (видел) задняя Его (Исх. 33:22), и это несовершенно: ибо это было малое отверстие, отколе он видел, что видел. И что можно видеть смотрящему чрез отверстие, если не часть (только) ив того, что хочет он видеть? Слава Тебе, Спасителю, что Ты явил Себя всем нам не отчасти, но всего созерцаемаго Творца, Явившагося и Просветившаго все!
7) (Ἔφησεν) Сын Амосов, Исаия, сказал, что он видел некогда Бога, превознесеннаго на высоком троне, и жилище (Его), исполненное славы Его. Он видел со умилением сердца, как пророк, не телесными очами. Мы же телесными очами созерцаем Господа Саваофа, поя Ему песнь шестокрылатых (Серафимов): «Свят, Свят воплотившийся, Свят есть Бог». Трижды называем мы святым (ἁγιάζωμεν) Единаго Святаго святых, Явившагося и Просветившаго все.
3 минуты
22 января 2023